Методическая подсказка. Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее
Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее написания: объект анализа; актуальность темы; краткое содержание; формулировка основного тезиса; общая оценка; недостатки, недочеты; выводы.
Объектом анализа могут быть: полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы; новизна и актуальность поставленных проблем; позиция, с которой автор рассматривает проблемы; характер и достоверность примеров, иллюстративного материала; убедительность выводов.
Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, либо как завершение анализа.
1. Укажите выходные данные рецензируемого источника (статьи, книги, литературного отрывка и т.д.).
2. Дайте оценку глубины и актуальности темы рецензируемого источника.
3. Приведите сжатое изложение позиции автора рецензируемого источника.
4. Запишите ваше отношение к существу затронутой проблемы. Дайте оценку позиции автора.
5. Проанализируйте индивидуальные особенности стиля автора (доступность, образность, эмоциональность, научность и т.д.).
6. Укажите, для кого бы вы рекомендовали рецензируемый источник.
Рецензия – статья, раскрывающая содержание рецензируемого документа (книги, статьи, научной работы) и дающая мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и рецензируемому документу в целом. Рецензия, в отличие от конспекта и тезисов, представляет связное изложение авторского материала. Основные функции рецензии – информирующая и оценочная. Она может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале) текста.
Требования к выполнению задания:
· соответствие структуры и содержания авторского текста рецензии нормам жанра;
· владение знаниями по вопросу;
· глубина и всесторонность анализа;
· владение педагогической терминологией и культура ее использования;
· видение сферы использования материала в педагогической практике, личностной его значимости;
· соблюдение правила оформления рецензии, с соблюдением лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; оформлением текста в соответствии с правилами русской орфографии и пунктуации.
Для написания рецензий используют следующие речевые стандарты.
Объект анализа – книга, статья в журнале, дипломный проект и т. д. – принято называть: работа автора, рецензируемая работа и т. д.
Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме...», «Актуальность темы обусловлена...» и т. д.
Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, источников, упомянутых в библиографии, и т. д. Например: «В начале работы (статьи, монографии и т. д.) автор указывает, что...»; «Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме...»; «Рассматривает вопрос о...»; «...доказывает, что...»; «... приходит к выводу о том...».
Основной тезис формулируется с использованием следующих выражений: «Центральным вопросом работы является вопрос о...»; «В статье на первый план выдвигается вопрос о...».
Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений: «Безусловным (очевидным) достоинством является актуальность поднятых в ней проблем...»; «Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория...»; «...представлены разные точки зрения по вопросу...»; «...дается глубокий анализ…»; «Работа отличается высокой информативностью...»; «…богатым фактическим материалом...»; «Автор справедливо отмечает...»; «...убедительно показывает...»; «…аргументировано обосновывает...»; «...детально анализирует…».
Отрицательная оценка: «Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода...»; «К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора...»; «Автору не удалось показать...».
Выводы: «В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;
«Представляется, что в целом работа имеет важное значение...».
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
· Ефремов О.Ю. Педагогика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2010. 352 с.
· Ковалев А.В., Кузнецов В.В., Федоров В.А. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 0305000 «Профессиональное обучение». – УрО РАО, Екатеринбург. – 2012. 98 с.
· Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. 304 с.
Дополнительная литература
· Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. – М., 2002. – 236 с.
· Башкова С.А. Профильно-специализированные компетенции педагогов профессионального обучения /С. А. Башкова, О. В. Тарасюк // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 7. С. 33–35.
· Бондаренко Г.И. Социально-профессиональные ориентиры студентов средних и высших специальных учебных заведений как составная часть регионального человеческого капитала. – Ростов-на-Дону: Терра, 2003. 278 с.
· Герцог Г.А. Особенности подготовки профессионально-педагогических кадров на современном этапе общественного развития / Г. А. Герцог, Е. А. Гнатышина //Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию : сб. науч. трудов / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008. – Вып. 1 (42). С. 41–53.
· ДавыдовВ. Н. Корпоративная культура как способ социального взаимодействия и воспитания в вузе // Образование и наука. – 2008. – № 1. – С. 15-23.
· Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 357 с.
· Корчак Я. Как любить ребенка. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003 –352с.
· Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. 288 с.
· Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 368 с.
· Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.
· Организация самостоятельной работы студентов по педаогическим дисциплинам: Методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 139 с.
· Певцова Е. А. Проблемы правового регулирования отношений в области оценки воспитанности и инноваций в вузе: вопросы качества образования // Право и образование. – 2007. – № 6. С. 49-58.
· Певцова Е. А. Основные концепции правового образования // Учитель. 2001. №4. С.18-27.
· Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: БРЭ, 2002. 528 с.
· Потеев М.И. Введение в профессионально-педагогическую специальность: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Издат. СПбГИТМИО, 1999. 127 с.
· Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации. Статистический информационно-аналитический сборник.Общее образование. Региональный аспект. Министерство образования РФ. – Москва. 2002.
· Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э.Ф. Зеера. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. прф.-пед. ун-та, 1996.148 с.
· Технологии интеллектуальных коммуникаций: Учебно-методический комплекс / Под ред. А.В. Венковой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 236 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
· Библиотека Администрации Президента РФ – URL:http//194.226.30/32/book.htm
· Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена – http://lib.herzen.spb.ru
· Российская библиотечная ассоциация – URL:http//www.rba.ru
· Российская национальная библиотека – URL:http//www.rsl.ru
· Межрегиональная ассоциация деловых библиотек – URL:http//www.librory.ru
· Виртуальные библиотеки – URL:http//imin.urc.ac.ru
· Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)
· Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru
· Сетевая электронная библиотека – URL:http//web.ido.ru
· Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/
· Университетский банк данных «Ресурс образования» – http://mgou.h11.ru
· http://ref.by/slovari
· http: // www.icahdq.org/ – сайт Международной Ассоциации Коммуникации (The International Communication Assosiation).
· http: // www.e-text.nxt.ru – как написать пресс-релиз.
· http: // www.x-student.ru/articles-study 39.htm
· http: // www.bookresearch.ru/creatingAnnotation.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ 1