Lexik: Мein Lebenslauf
Немецкий язык
Для студентов I курса
Неязыковых факультетов
Учебное пособие
Оренбург
УДК 4Н (075)
ББК 81.2я73
Н23
Рекомендовано к изданию в качестве учебного пособия решением кафедры иностранных языков ОГПУ, протокол заседания кафедры № 5 от 11.05.2012.
Авторы: И.А.Наличникова, О.Я.Бахарева, А.З.Ишмухаметова, Е.В.Синкина,
И.В.Турецкова.
Под общей редакцией заведующего кафедрой к.ф.н., доцента Е.В.Комлевой
Рецензенты: И.О.Ситникова, к.ф.н., доцент кафедры немецкого языка РГПУ им.А.И.Герцена
М.А. Пахомова,к.ф.н., доцент кафедры ТиПП ОГПУ
Предлагаемое учебного пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения для подготовки бакалавров по направлению «050200 — Педагогическое образование» и предназначено для студентов неязыковых факультетов педагогических вузов, изучающих немецкий язык как иностранный.
Учебное пособие по немецкому языку для студентов 1 курса. – Оренбург.: Пресса, 2012. – 100 с.
Коллектив авторов, 2012
Изд-во «Пресса», 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Предисловие | |
Lektion 1 ............................................................................................... Lexik: Мein Lebenslauf……………………………………………….. Grammatik: Порядок слов в повествовательных и вопросительных предложениях. Präsens сильных, слабых, вспомогательных, модальных глаголов…………………………………… | |
Lektion 2……………………………………………………………... Lexik: Unsere Universität……………………………………………... Grammatik: Отделяемые и неотделяемые приставки. Спряжение возвратных глаголов в Präsens……………………………………………... | |
Lektion 3……………………………………………………………… Lexik: Die Bundesrepublik Deutschland……………………………… Grammatik: Порядковые и количественные числительные. Präsens модальных глаголов………………………………………………………... | |
Lektion 4……………………………………………………………… Lexik: Feste und Bräuche in Deutschland…………………………….. Grammatik: Основные формы глагола. Präteritum…………………. | |
Lektion 5……………………………………………………………… Lexik: Russland……………………………………………………….. Grammatik: Склонение существительных………………………….. | |
Lektion 6……………………………………………………………… Lexik: Der Lehrerberuf………………………………………………... Grammatik: Предлоги. Местоименные наречия……………………. | |
Lektion 7……………………………………………………………… Lexik: Über die Rolle der Fremdsprachen…………………………….. Grammatik: Личные местоимения. Притяжательные местоимения. | |
Lektion 8……………………………………………………………… Lexik: Das Schulsystem Deutschlands………………………………... Grammatik: Неопределенно-личное местоимение man. Безличное местоимение es……………………………………………………………… | |
Lektion 9……………………………………………………………… Lexik: Das Schulsystem in Russland………………………………….. Grammatik: Perfekt. Plusquamperfekt………………………………... | |
Lektion 10…………………………………………………………….. Lexik: Johann Heinrich Pestalozzi……………………………………. Grammatik: Futurum. Повелительное наклонение…………………. | |
Таблица глаголов сильного и неправильного спряжения……. | |
Речевые обороты……………………………………………………. | |
Список использованной литературы……………………………. | |
Для заметок………………………………………………………….. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методическое пособие по немецкому языку для студентов первого курса неязыковых факультетов высших учебных заведений, изучающих немецкий язык на базе программы средней школы, подготовлено старшими преподавателями и доцентами кафедры иностранных языков ОГПУ.
Цель учебно-методического пособия – развитие коммуникативных компетенций на немецком языке, включающих навыки чтения, понимания и перевода, говорения на общественно-бытовые темы, а также письма и аннотирования текста. Пособие состоит из 10 уроков-блоков и рассчитано на 58-60 учебных аудиторных часов.
Данное учебно-методическое пособие продолжает задуманную авторами серию сборников по разделам курса «Немецкий язык» и имеет, как и предыдущий выпуск, комплексный характер. Оно включает в себя контрольно-тренировочные упражнения по морфологии, поурочный словарь с примерами, тексты для изучающего, а также ознакомительного и просмотрового чтения, лексико-грамматические упражнения, упражнения на развитие умений устного и письменного перевода, речевые упражнения, упражнения на обучение аннотированию текста. Материалы подаются в порядке постепенного нарастания трудностей. Такая структура пособия призвана помочь студентам закрепить на практике теоретические знания по пройденным темам, работать самостоятельно с дополнительной литературой для углубленного изучения немецкого языка.
Выполнение всех лексико-грамматических упражнений обеспечивает последовательное закрепление, прочное усвоение учебного материала, успешность выполнения контрольных работ и получение зачета.
Завершают пособие наиболее употребительные речевые обороты, предлагаемые студентам для запоминания.
Учебно-методическое пособие является основой для углублённого профессионально-ориентированного изучения немецкого языка на втором курсе неязыковых факультетов.
Пособие может представлять интерес для всех желающих изучать немецкий язык.
Редактор и его авторы выражают глубокую признательность рецензентам: кандидату филологических наук, доценту кафедры немецкого языка РГПУ им.А.И.Герцена И.О.Ситниковой,кандидату филологических наук, доценту кафедры ТиПП ОГПУ М.А. Пахомовойза рецензию учебного пособия и его глубокую оценку.
РЕЦЕНЗИЯ
на учебное пособие «Немецкий язык для студентов I курса неязыковых факультетов»
Учебное пособие по немецкому языку, разработанное сотрудниками кафедры иностранных языков ОГПУ (доцентами и старшими преподавателями), предназначено для студентов I курса по профилю подготовки «Бакалавр» очной формы обучения. Издание данного пособия восполнит недостаточный объем учебной литературы в связи с переходом на двухступенчатое образование. Лексические темы, являющиеся основой каждого блока, сопровождаются упражнениями, направленными на усвоение словарного запаса и на развитие коммуникативных навыков студентов. В каждом разделе представлены грамматические упражнения, которые служат не только для закрепления грамматического материала, но и наряду с лексическими темами, способствуют расширению кругозора студентов, их ознакомлению с обычаями и традициями страны изучаемого иностранного языка. Пособие оснащено грамматическим приложением, включающим наиболее употребительные глаголы сильного и неправильного спряжения. Заключает пособие свод речевых оборотов, необходимых для достижения первичной коммуникации между студентом и преподавателем.
Структура данного пособия позволяет в доступной для усвоения форме, наглядно и грамотно представить материал для студентов разного языкового уровня (как начинающих изучать немецкий язык, так и уже владеющих базовыми знаниями).
Логическое построение, отбор лексического и грамматического
материала соответствуют учебно-методическому комплексу профильной
подготовки бакалавров в рамках учебной программы, разработанной на
основании ГОС ВПО.
.
LEKTION 1
Lexik: Мein Lebenslauf
Grammatik: Порядок слов в повествовательных и вопросительных предложениях. Präsens сильных, слабых, вспомогательных, модальных глаголов.
Мein Lebenslauf
Der Lebenslauf isteine mündliche oder schriftliche Präsentation der Biografie eines Menschen.
Ich heisse Alex Nikitin, bin 16 Jahre alt, aber in zwei Monaten werde ich 17. Bald habe ich meinen Geburtstag. Ich wurde am 15. November in Orenburg geboren. Meine Adresse ist Puschkinskaja Strasse 3, Wohnung 24. In diesem Jahr absolvierte ich das Gymnasium mit erweitertem Deutschunterricht und hatte grossen Wunsch, weiter zu studieren. Jetzt studiere ich an der historischen Fakultät der Pädagogischen Universität und stehe im ersten Studienjahr. Meine Lieblingsfächer sind Geschichte des Vaterlandes, Archäologie und Deutsch. Ich habe Hobbys: sammle Briefmarken und die CD-Filme über Kunst. Abends besuche ich die Sportsektion für Volleyball. Dort habe ich viele Freunde.
Meine Familie besteht aus fünf Personen. Das sind mein Vater, meine Mutter, meine Geschwister und ich. Mein Vater ist 54 Jahre alt. Er ist Lokführer von Beruf und führt Güterzüge. Er ist auch Schwiegervater. Meine Mutter Maria Nikitina, geborene Sotowa, arbeitet in einem Krankenhaus als Ärztin und hat ihren Beruf gern. Sie ist 50 Jahre alt. Maria ist auch Schwiegermutter. Der Enkelund die kleineEnkelinsind ihre Lieblingskinder.
Mein ältester Bruder ist 28 Jahre alt. Er istschon verheiratet und hat zwei Kinder. Er lebt in einer anderen Stadt und arbeitet von früh bis spät als Unternehmer in einem Privatverlag. Seine Frau ist Lehrerin von Beruf und unterrichtet in der Schule Mathematik. Inga ist auchzierlich und hübsch, spielt Klavier sehr gut und singt. Mein Bruder hat sich immer mit ihr verstanden.
Die zweitälteste Schwester interessiert sich für Sprachen. Sie studiert an der Moskauer Universität für Fremdsprachen an der Übersetzerfakultät und ist jetzt im 4. Studienjahr. Sie nimmt ihr Studium sehr ernst, arbeitet viel an der Sprache und nimmt an einem Konversationszirkel teil. Deshalb spricht sie perfekt englisch und deutsch und kann in allen Fächern hervorragende Leistungen aufweisen.Sie ist noch ledig.
Meine Grosseltern sind Rentner. Meine Oma führt den Haushalt im modernen zweistöckigen Ziegelhaus. Mein Opa, ehemaliger Militärflieger, züchtet den Obstgarten. Die Eltern sindnatürlich auf ihre Kinder und Enkelstolz. Ich habe zahlreiche Verwandten: Onkel und Tanten, Kusinen und Vetter, Neffen und Nichten. Sie leben in verschiedenen Städten und Dörfern Russlands.
Wortschatz zum Text
im ersten Studienjahr stehen (a,a) | учиться на первом курсе |
das Lieblingsfach | любимый предмет |
Geschichte des Vaterlandes | история Отечества |
der Lokführer von Beruf | железнодорожник по профессии |
die Güterzüge führen (-te, -t) | водить товарные составы |
den Beruf gern haben (a,a) | любить профессию |
verheiratet sein / ledig sein | быть женатым / быть холостым |
von früh bis spät | с утра до вечера |
der Unternehmer | предприниматель |
der Privatverlag | частное издательство |
gross / klein von Wuchs sein (a,e) | быть большим / маленьким по росту |
zierlich | изящный |
hübsch | красивый |
sich immer mit j-m verstehen (a,a) | всегда понимать к-л. |
die zweitälteste Schwester | вторая по старшинству сестра |
an einem Konversationszirkel teilnehmen (a,e) | принимать участие в разговорном кружке |
perfekt sprechen (a,o) | превосходно говорить |
hervorragende Leistungen aufweisen (ie, ie) | показывать отличные успехи |
den Haushalt führen (-te, -t) | вести домашнее хозяйство |
das Ziegelhaus | кирпичный дом |
ehemalig | бывший |
der Militärflieger | военный летчик |
züchten (-te, -t) | выращивать |
auf etw./ j-n (Akk.) stolz sein (a,e) | гордиться чем-либо, кем-либо |
zahlreich | многочисленный |
die Kusine | кузина, двоюродная сестра |
der Vetter | двоюродный брат |
der Neffe | племянник |
die Nichte | племянница |
der (die) Verwandte | родственник, (родственница) |
die Schwiegermutter | свекровь / теща |
der Schwiegervater | свекор / тесть |
der Enkel / die Enkelin | внук / внучка |
Übungen zum Text
1. Achten Sie auf die Betonung und die Aussprache in folgenden Wörtern!
Eine mündliche oder schriftliche Präsentation der Biografie, der Geburtstag, das Gymnasium, der Deutschunterricht, das Studienjahr, das Lieblinsfach, die Archäologie, das Hobby, die CD-Filme, die Sportsektion, der Volleyball, der Lokführer, der Güterzug, der Privatverlag, die Übersetzerfakultät, der Konversationszirkel, aufweisen, der Militärflieger, der Obstgarten, zahlreich, der Schwiegervater, die Schwiegermutter.