Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
Школьный учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют школьникам усвоить основные исходные положения науки. В педагогике учебный предмет определяют как основу науки в том смысле, что содержание учебного предмета позволяет овладеть современной наукой.
Учебный предмет отражает определенную часть опыта человечества и формирует соответствующие знания, умения, навыки.
В уставе средней общеобразовательной школыговорится, что средняя общеобразовательная школа является единой трудовой политехнической школой. Единство школы обеспечивается едиными в своей основе учебными планами, программами и принципами организации учебно-воспитательной работы.
Учебный план – это государственный документ, утвержденный министерствами просвещения, обязательный для выполнения учителями и администрацией школ, органами народного образования. Основой составления учебного плана являются цели и задачи воспитания, идея всестороннего развития личности, современный уровень педагогической науки.
Вариативный эксперимент – варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики.
В структуре учебного плана выделяют:
инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.
В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.
Учебная программа в систематическом и последовательном виде излагает содержание учебного предмета по разделам, темам, пунктам. Программа указывает, какие предусмотрены лабораторные и практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.
В школе учебная программа – это государственный документ, который утверждается Министерством просвещения России и подлежит обязательному выполнению.
17. Методы обучения. (Также см. конспект)
Метод обучения – это способ целенаправленной деятельности учителя и учащихся, направленный на усвоение содержания образования. (Осмаловская)
Классификация методов.
В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификациейявляется деление методов обучения на методы работы учителя(рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся(упражнения, самостоятельная работа). По характеру учебно-воспитательной деятельности учащихся, по овладению изучаемым материалом выделяются методы (классификация М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский. В основу классификации М. А. Данилова и Б. П. Есипова положены цели и задачи, реализуемые на конкретном этапе изучения. В зависимости от этого все методы подразделяют на: методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, применение умений на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Используя целостный подход при классификации методов, Ю. К. Бабанский выделил три группы методов обучения.
1. Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
2. Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
3. Контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Ряд ученых-исследователей (Е. Я. Голант, Д. О. Лоркипанидзе, Е. И. Перовская) отмечали, что значительное влияние на процесс обучения оказывают те источники, из которых учащиеся черпают свои знания. В связи с этим наиболее распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
· словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
· наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
· практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Более подробно остановимся на этой классификации.
Словесные методыпозволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы и показать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие и вполне убедительные картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Словесные методы бывают следующих видов: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Наглядные методы обучения – это такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в непосредственной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы применяются в совокупности со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения разделяют на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстрацийпредставляет собой показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, рисунков и чертежей на доске и др. Метод демонстрацийобычно находится в тесной связи с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов, слайдов и т. д.
Практические методы. Практические методы обучения основываются на практической деятельности учащихся. Данными методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.