Игровой блок «Общелагерное и отрядное знакомство» в оргпериод
Цель занятия: освоение студентами методики организации оргпериода в ДОЛ, технологии проведения игр на знакомство, игр на сплочение детского коллектива, игр в транспорте, пополнение «портфолио».
Форма занятия: творческая мастерская с элементами тренинга
Практическая часть:
Игры на знакомство и сплочение детского коллектива:
Название | Краткое описание | Цель игры | Кол-во участников | Примечание |
«Снежный ком» | По кругу каждый называет свое имя и имена уже назвавших перед ним. | Знакомство и сплочение группы | До 20 | |
«Путаница» | Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в новый круг. | Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. | 5-10 | Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия. |
«Черные шнурки» | Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех., у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим. | Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее. | 6-25 | По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков, как то определенных отношений. |
«Вася – Вася» | Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма. | Знакомство, внимание, наблюдательность, координация. | 5-10 | Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. |
Имена- качества | Каждый придумывает какое- либо качество личности, свойство характера, начинающееся на ту же букву что и имя (например: Лариса- любовь, Сергей- скромность) которое он мог бы привнести в эту группу сегодня. | Знакомство, создание доброжелательной атмосферы. | Любое | Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно. |
Вопросы на бумажках | Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ. Вопросы складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый участник отвечает на тот вопрос, который ему достался. | Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. | Любое | Возможный уход от серьезной работы- написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой «вопрос-отмазку» |
Знакомство по парам | Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знакомости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера другим участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечо сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. | Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. | Четное 8-16 | Упражнение может вызвать сильное переживание, во время обсуждения надо это учитывать. |
«Поиск общего» | Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью. | Знакомство, внимание к личности другого и проявление своей личности. | 8-30 | Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т. д. |
«Времена года» | Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача всех остальных- угадать какое. | Разрядка, знакомство, сплочение группы. | 10-25 | |
«Дни рождения» | Участники молча строятся в линейку по дням рождения. | Разрядка, знакомство, сплочение группы | 5-30 | |
«Построиться по …» | Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, цвет волос, веселость, активность и т. д.) | Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки. | Любое | Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оцениваемого критерия. |
«Колпак» | «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов. | Разрядка, смех, ощущение цельности группы. | Любое | Хорошо проводить во время заключительных занятий. |
«Поджигатель» | Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают – издают громкий вопль. | Разрядка, сплочение группы. | 6-12 | У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение. |
«Телетайп» | Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего. который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим. | Групповое сплочение, снятие возбуждения. | 6-20 | Можно использовать для завершения занятий. |
«Фруктовая корзина» | Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит какие фрукты он купил на базаре и они должны поменяться местами. Задача ведущего- успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим. | Разрядка | 6-15 | |
«Стул сгорел» | Стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает. | Разрядка | 6-30 | Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать несколько стульев. |
«Ассоциации» | Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули называет слово- ассоциацию к сказанному предыдущим участником. | Ассоциативное мышление, знакомство. | 6-20 | Может быть задана тема для ассоциаций. Игра может быть переходом от одной темы к другой. |
Занятие 4.
Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия
Цель занятия – знакомство с теорией и технологией разработки сценарного плана творческого мероприятия, пополнение «портфолио».
Форма – практическое занятие
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана.
2. Режиссура мероприятий: определение темы, художественная идея и ее развитие, образное решение идеи, пути воплощения режиссерского замысла. Факторы, влияющие на реализацию режиссерского замысла.
3. Структура сценария: завязка действия, развитие действия, кульминация, финал, организационное обеспечение мероприятия.
Практическая часть.
1. Анализ конкретных сценариев творческих воспитательных мероприятий в ДОЛ (см. дополнительный материал к занятию).
2. Выполнение группового задания «Разработка сценарного плана и плана организационного обеспечения мероприятия» (по выбору студента)
Занятие 5.