По курсу теории воспитания
Каждый экзаменационный билет включает два вопроса и практическое задание в виде педагогической задачи. Теоретические вопросы позволяют проверить уровень усвоения студентами материала курса, решение практических задач позволяет выявить сформированность умений по использованию теоретического материала в решении педагогических задач воспитательного характера.
Педагогические задачи предполагает наличие умений у студентов конструировать и проектировать элементы воспитательных действий учителя начальных классов ( составление планов проведения внеклассной работы, составление и использование диагностических материалов, разработка элементов воспитательных программ и т.п.).
Критерии оценки знаний студентов по курсу теории воспитания
«Отлично» - при ответе на теоретические вопросы – знание учебного материала в пределах программы.; ответ логичный, последовательный, точный, обоснованный; демонстрация умения излагать материал с опорой на литературные источники, включающие основные учебники по педагогике, работы классиков педагогики и источники, отражающие современный взгляд на проблемы воспитания; умение обосновывать собственную точку зрения в раскрытии различных подходов рассматриваемой проблемы; при решении педагогических задач – демонстрация умения при конструировании и проектировании элементов воспитательных действий учителя, рассматривать единичные факты воспитательных явлений, как элементы общих педагогических закономерностей, находить оптимальные пути решения воспитательных коллизий, опираясь на полученные знания и умения педагогического характера.
«Хорошо» - при ответе на теоретические вопросы – знание учебного материала в пределах программы; использование при ответе рекомендованной в программе литературы; умение обосновывать собственную точку зрения при обсуждении проблем воспитания; при решении педагогических задач – показывать умения конструировать и проектировать элементы воспитательных действий учителя; анализируемые факты рассматривать как проявление общих закономерностей воспитания.
«Удовлетворительно» - при ответе на теоретические вопросы – знание учебного материала в пределах программы на основании изучения одного из подходов к проблеме воспитания; при решении педагогических задач – умение конструировать и проектировать элементы воспитательных действий учителя, но без должного обобщения представленных воспитательных фактов
Особенности построения контрольных тестовых заданий
По курсу теории воспитания
Контрольные задания покурсу теории воспитания могут включать тестовый материал, позволяющий проверить как уровень усвоения студентами теоретического материала по курсу, так и сформированность креативных умений применять эти знания в будущей профессиональной деятельности. Тесты могут включать задания трех уровней сложности. Первый уровень включает задания на выбор правильного ответа из предложенных. Второй - на установление соответствия между основными понятиями и их содержательными характеристиками. И третий уровень заданий включает проблемные вопросы и педагогические задачи. В целях предоставления студентам выбора, задачи могут быть разноплановыми и включать как открытые, так и закрытые вопросы. За выполнение заданий начисляются баллы. Оценка качества решения задач может проводиться исходя из следующих критериев:
- грамотность – правильность изложения представленных идей с
точки зрения теоретико-методологических основ педагогики;
- обоснованность – веская аргументация изложенных идей, убедительность рассуждений;
- глубина– установление причинно-следственных связей в рассуждениях;
- широта– знание основ теории воспитания и обучения и использование в решении задач различных педагогических концепций, степень обобщенности этих знаний;
- практичность – предполагаемые пути решения задачи и эффективность выбранного пути.
В качестве примера, приведем некоторые из заданий.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Уровень
1. Особенности процесса воспитания:
а) непрерывность е) многофакторность
б) осознанность ж) комплексность
в) деятельность з) длительность
г) целенаправленность и) варитативность
д) эмоциональность к) социальность
2. Факторы, влияющие на формирование личности:
а) биологический д) воспитание
б) макросреда е) активность
в) микросреда ж) мезосреда
г) социальный
3. Функции процесса воспитания:
а) стимулирует наиболее полное развитие задатков и способностей человека.
б) связывает воспитание и обучение
в) координирует и корректирует формирующие воздействия
г) усиливает активность личности
д) организует взаимодействие воспитателя и воспитанника в совместной деятельности
4. Выберите определение закономерностей воспитательного процесса:
а) устойчивые связи между компонентами воспитательного процесса
б) педагогически целесообразная организованная деятельность
в) формирование всестороннего гармонически развитого человека
5. Система воспитания по своей сущности:
а) открытая е) закрытая
б) децентрализованная ж) деятельностная
в) централизованная з) абстрактная
г) искусственная и) конкретная
д) естественная
6. Типы воспитательных систем (институциональный подход):
а) система умственного воспитания
б) система школьного воспитания
в) система внешкольного воспитания
г) система нравственного воспитания
д) система семейного воспитания
е) система религиозного воспитания
ж) система коллективного воспитания
з) система воспитания в закрытых учреждениях
7. Типы воспитательных систем ( по доминирующему принципу и стилю взаимоотношений):
а) система авторитарного воспитания
б) система группового воспитания
в) система индивидуального воспитания
г) система поведенческого воспитания
д) система педоцентрического воспитания
е) система индивидуального воспитания
ж) система гуманистического воспитания
8. Явления окружающей действительности, адаптированные в педагогических целях, – это:
а)методы г) цели
б) средства д) формы
в) приемы
9. В структуру методов входят следующие компоненты:
а) цели г) средства
б) формы д) принципы
в) приемы е) закономерности
10. Назвал метод «инструментом прикосновения к личности»:
а) В.А.Сухомлинский
б) А.С.Макаренко
в)Л.И.Новикова
г) Ш.А.Амоношвили
11. Эти методы связывают систему методов с реальным процессом. Они отличаются тем, что их можно реально видеть, описывать, воспроизводить, конструировать в любой деятельности учителя. К ним относятся:
а) частные методы
б) системообразующие методы
в) общие методы.
12. Эти методы связывают систему методов с конкретными приемами воспитателя:
а)методы целеполагания
б) системообразующие
в) частные методы
д) практические методы
13. Функции системы методов:
а) конструктивная г) формирующая
б) негативная д) принципиальная
в) реконструирующая е) управленческая
14. Прямое назначение этих методов – ускорять или тормозить определенные действия:
а) стимулирования
б) формирования сознания
в) формирования опыта поведения
15. Назначение этих методов – выразить положительную оценку действий воспитанников:
а) упражнения
б) поощрения
в) поручений
г) взаимозависимостей
16. Использование этих методов предупреждает нежелательные поступки детей, тормозит их, вызывает чувство вины:
а) поощрения в) соревнования
б) наказания г) упражнения
17. Метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств:
а) соревнование в) приучение
б) поощрение г) наказание
18. Формы воспитания:
а) абстрактная г) взаимодействия
б) индивидуальная д) коллективная
в) групповая е) системообразующая
19. Функции межличностных отношений. Межличностные отношения:
а) формируют личность ребенка
б) предоставляют комфортные условия воспитания
в) очень устойчивы
г) осуществляют межпредметные связи
д) выполняют защитную функцию
е) являются показателем воспитанности ребенка
20. Признаки коллектива:
а) общественно-значимая цель д) отношения коллективной зависимости
б) общие интересы е) органы самоуправления
в) общая деятельность ж) общие разговоры
г) общие разговоры
21. К формальной структуре коллектива относится:
а) общие интересы
б) первичный коллектив
в) общественно-значимые цели
г) общий коллектив
д) отношения ответственной зависимости
е) различные сферы коллективной деятельности
ж) система органов самоуправления
22.Основной закон коллектива (А.С.Макаренко) :
а) отношения
б) движения
в) действия
Уровень
23. Формальные и неформальные структуры коллектива находятся в постоянной взаимосвязи. Происходит влияние на неформальную структуру средствами формальной структуры. Это:
а) перспективные линии
б) параллельное действие
в) создание формальных отношений
24. Линии перспективы, разработанные А.С.Макаренко. Выберите к характеристикам перспектив их названия:
1. Организация дел, отражающих жизнедеятельность коллектива, его ежеминутные потребности, дающие воспитаннику «завтрашнюю радость»
2. Более отдаленные дела, требующие длительной подготовки и разбитые на ближние дела
3. Ощущение себя в будущем.
А) дальняя перспектива
Б) ближняя перспектива
В) средняя перспектива
25. По описанию выберите тип воспитательной системы:
А) Рассматривает все феномены жизни человека как совокупность актов поведения.
Б) Предусматривает полное подчинение воспитанника воле воспитателя.
В) Направлена на личность ученика, на раскрытие его задатков и способностей.
Г) Отрицает систематическое обучение и воспитание детей, предполагает свободное следование за их развитием.
1.система авторитарного воспитания
2. система свободного воспитания
3. система гуманистического воспитания
4.система поведенческого воспитания
26. Педагогические средства рассматриваются на разных уровнях развития. Выберите уровни по их характеристикам:
А) Средство мыслится отвлеченно от реального педагогического процесса. Происходит мысленный осознанный выбор средств из арсенала представлений педагога о возможных средствах достижения цели.
Б) Средства реализуются в практике, живом педагогическом опыте. Они могут перейти в новое качество – структурного компонента (собственно метода).
В) Использование средств осмысливается и анализируется, делаются необходимые педагогические выводы.
1. абстрактно-опытный
2. практики
3. абстрактного мышления
27. К каждой группе методов ленинградской школы относятся определенные функции. Подберите предложенные функции к методам.
А) диагностическая, прогностическая, ориентировочная, социальная
Б) информационная, оценочная, пропагандистская
В) репродуктивная, креативная, выбора, корректировки.
Г) организационная, эмоционально-психологическая, взаимодействия
Д) ценностно-ориентационная, стимулирующая, контролирующая
1. коммуникативные методы
2. оценочные методы
3. методы целеполагания
4. информационно-просветительские методы
5. практические методы