Ориентировочный раздел

1 тип упражнений

Сравнение рассказа с набором слов из него

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Однажды девочка Люба смотрела в окно и увидела интересный случай. Об этом она написала бабушке в деревню. Послушайте, что написала Люба.

Чтение рассказа.

Рассказ “Как птицы спасли ласточку”

Конец петли был привязан к окну. Около окна летала ласточка. Ласточка запуталась за нитку. Нитка не пускала ласточку. Ласточка стала звать на помощь. На помощь прилетели птицы. Птицы стали клевать нитку. Нитка лопнула и освободила ласточку.

- Когда она несла письмо, начался сильный дождь, письмо намокло. Мокрый конверт Люба бросила в почтовый ящик. И вот что прочитала бабушка, когда получила ее письмо.

Чтение набора слов:

«петля, окно, ласточка, птицы, помощь, нитка, лопнула, около, летала».

2 тип сопоставительных упражнений

Сравнение рассказа с одним коммуникативно- слабым предложением (предложение начинается с местоимения).

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Мама читала книжку старшей дочке Оле про зайца-сладкоежку. Оля запомнила эту историю и решила пересказать ее младшей сестренке Свете. Оля взяла книжку и сделала вид, что она читает.

Чтение рассказа

РАССКАЗ "Заяц-сладкоежка"

Однажды гулял заяц по лесу. В лесу он заметил высокое дерево. На дереве было дупло. В дупле пчелы устроили улей. Улей привлек внимание зайца. Заяц полез за медом. Меда ему не дали пчелы. Пчелы роем напали на незваного гостя.

Света, когда осталась одна в комнате, взяла книжку про зайца и раскрасила ее фломастерами. После этого в книге можно было прочитать... (читаем предложение).

Одно предложение из этого рассказа: «Он заметил в лесу высокое дерево».

3 тип сопоставительных упражнений

Сравнение рассказа с бессмысленным набором предложений

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

- Послушайте, какой интересный случай произошел с Мишей на прогулке.

Чтение рассказа

МИШКИНА НАХОДКА

Однажды на прогулке Миша подъехал на лыжах к высокой сосне. Под сосной вдруг увидел живую лягушку. Про эту лягушку Миша рассказал дедушке. Дедушка вспомнил случай на охоте с Жучкой. Жучка учуяла мышиную норку. И стала норку раскапывать лапами. Неожиданно из-под лап выскочила лягушка. Лягушку дедушка с внуком снова засыпали листьями и снегом. Под снегом лягушка перезимует и дождется весны.

В этот день Миша лег поздно спать и приснился ему сон, который он пересказал дедушке утром.

Чтение бессмысленного набора предложений.

МИШКИН СОН

Едет Миша на лыжах. Забрел медведь в деревню. Лягушка прыгала по снегу. Медведь полез в улей. Жучка раскапывает норку. Пчёлы стали жалить медведя. Сороки набросились на зайчонка. Медведь спит в берлоге. Лягушку засыпали листьями и снегом.

4 тип упражнений

4 тип сопоставительных упражнений - сравнение рассказа с его деформированным вариантом (нарушение порядка смысловых частей).

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Летом на даче с Андреем и его маленькой сестренкой Машей произошел интересный случай. Вот как об этом бабушке рассказал Андрей.

Чтение рассказа Андрея

РАССКАЗ АНДРЕЯ

"Как мы летом на даче спасли ежат"

Около дачи течет ручей. Рядом с ручьем растет большой куст крыжовника. Вдруг под кустом послышалось фырканье. Мы подошли к кусту. Там копошилась колючая ежиха. Она ждала ежат. Маленькие ежата переплывали ручей. Вдруг они стали захлебываться, фыркать, тонуть. Я лопаткой подцепил ежат. Их положил в корзинку. В корзинке мы с Машей отнесли ежат в лес.

- А сейчас послушайте рассказ Маши.

Чтение рассказа Маши.

РАССКАЗ МАШИ

Мы с Андреем отнесли ежат в лес. Маленькие ежата тонули в ручье. Из ручья их Андреи достал лопаткой. Ежат положили в корзинку. Ежиха ждала их под кустом. Там мы увидели ее и ежат. Ежата хотели переплыть ручей. Ручей течет около дачи.

- Кто рассказал об этом событии лучше?

5 тип сопоставительных упражнений.

Сравнение рассказа с его некомплектным вариантом.

Это рассказ, в котором пропущен смысловой отрезок.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

По радио передавали интересную детскую передачу. Я решила ее записать на магнитофон. Послушайте историю, которую рассказали дети в передаче. Чтение рассказа.

РАССКАЗ

"Как бабушка спасла утенка"

У бабушки во дворе жила утка с утятами. Утки любили купаться в большой луже. Рядом с лужей была глубокая яма. Однажды в эту яму упал маленький утенок. Бедняжка напугался и стал звать на помощь маму-утку. Утка громко закрякала и кинулась к дому. На шум из дома вышла бабушка. Она вытащила из ямы испуганного малыша.

Когда я записывала передачу на магнитофон, пленка в кассете порвалась. Я ее склеила, а потом прослушала. Вот что я услышала.

Читаем некомплектный вариант рассказа.

Некомплектный вариант рассказа:

У бабушки во дворе жила утка с утятами. Утки любили купаться в большой луже. Рядом с лужей была глубокая яма. Утка громко закрякала и кинулась к дому. На шум вышла бабушка. Она вытащила из ямы испуганного малыша.

КОНСПЕКТ

логопедического занятия в подготовительной группе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

по теме: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «Лето».

Цели: 1) Учить на слух различать образцы связной речи от бессвязной;

2) Закрепить представление об элементах рассказа;

З) Обогатить, расширить словарь признаков;

4) Развивать творческие способности, внимание, долговременную память, словесно-логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие.

Оборудование: мяч, картинки, магнитофон, наборное полотно, графический план образца ответа детей на вопрос: «Почему эту историю можно назвать рассказом?»

Раздаточный материал: карточки четвертого типа по методике Воробьевой В.К.

1. Организационный момент.

а) Дети стоят в кругу. Логопед в центре круга с мячом проводит ассоциативную игру.

Цель игры: Учить детей на слово, заданное логопедом, называть первое слово, которое приходит им на память.

б) Передаем мяч по кругу и называем того, о ком можно сказать: /…бежит…/

Логопед: «Возьмите каждый ту картинку, на котором изображен бегущий». /Детям надо выбрать из множества фоновых картинок/.

2. Логопед показывает картинку /часы/

- Ребята, можно сказать: бежит время? Да, время бежит; "летят" дни недели, месяцы, времена года. Но есть волшебная страна, где время остановилось и там всегда лето. Давайте отправимся в путешествие по этой волшебной стране!

- Заведем моторчики: [р], [р], [р], [р] /дети зарычали/

- Поехали! Представьте, что мы очутились на лесной полянке.

Послушайте: поют песни птицы / запись пения птиц/.

- Посмотрите, ребята, травка какая? /зеленая, высокая, густая/

- Солнце какое? /круглое, желтое, .../

- Небо какое? /чистое, голубое, высокое, .../

- Прилетел комарик, изобразите – [з-з-з-з]

- За ним прилетел шмель- [ж-ж-ж-ж-ж]

- Ползет змея - [ш-ш-ш-ш-ш].

- Течет ручей - [с-с-с-с-с]

- Фыркают ежи – [Ф-Ф-Ф-Ф]. Они переплывают ручей,

- Что же случилось с ежатами? Хотите узнать?

3. Дети садятся на стульчики. Логопед знакомит их с проблемной ситуацией» Проводится 4 тип упражнений /см. методику Воробьевой В.К./

Чтение рассказов

РАССКАЗ АНДРЕЯ "Как мы летом на даче спасли ежат"

Около дачи течет ручей. Рядом с ручьем растет большой куст крыжовника. Вдруг под кустом послышалось фырканье. Мы подошли к кусту. Там копошилась колючая ежиха. Она ждала ежат.

Маленькие ежата переплывали ручей. Вдруг они стали захлебываться, фыркать, тонуть. Я лопаткой подцепил ежат. Их положил в корзинку. В корзинке мы с Машей отнесли ежат в лес.

РАССКАЗ МАШИ

Мы с Андреем отнесли ежат в лес. Маленькие ежата тонули в ручье. Из ручья их Андреи достал лопаткой. Ежат положили в корзинку. Ежиха ждала их под кустом. Там мы увидели ее и ежат. Ежата хотели переплыть ручей. Ручей течет около дачи.

Работа с карточками [Р] и [Р]

Работа со схемой.

Дети должны доказать, что рассказ получился у Андрея, а у Маши рассказ не получился.

4. Составление рассказа с помощью картинок.

Детям предлагается выбрать картинки, подходящие по содержанию к рассказу Андрея. Затем, дети располагают на наборном полотне картинки в правильной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Дети рассказывают его по цепочке.

5. Игра-пантомима "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем".

- Дети, покажите, что вы делали летом?

6. Задание на вечер: придумать историю о том, как медведь медом полакомился. Логопед показывает серию картинок и предлагает детям расположить их по порядку на наборном полотне.

Логопед дает ключевые слова: увидел, залез, полакомился, убежал.

7. Итог занятия.

2 раздел

формирование первоначальных навыков

связного говорения

КОНСПЕКТ

логопедического занятия "Как мальчики забрали из гнезда совенка"

/ занятие первого типа по методике обучения связной речи Воробьевой В.К./

Цель:. 1) Познакомить с правилами смысловой дружбы предложений в рассказе;

2) Развивать кратковременную слуховую и зрительную память;

З) Уточнить лексическое значение слов: гнездо, дупло, жалобно.

Оборудование: планшеты-схемы, набор картинок к рассказу.

План занятия

1. Организационный момент,

Инструкция: Сядет тот, кто назовет любую зимующую птицу.

2. Чтение рассказа логопедом.

Однажды мальчики пошли в рощу.

В роще рос дуб.

В дупле дуба было гнездо.

В этом гнезде жила сова с совенком.

Маленького птенца забрали деревенские мальчишки.

Они отнесли его домой.

К дому ночью прилетела сова.

Сова жалобно кричала на березе.

3. Сенсорный этап занятия.

Уточняем семантику слов: гнездо, дупло.

Предлагаем детям из набора картинок отобрать необходимые нам картинки для составления рассказа.

Значение слов показать через предметную отнесенность.

4. Знакомство детей со смысловой программой рассказа.

- Мы сейчас с вами будем записывать рассказ о том, как мальчики забрали из гнезда совенка картинками.

Первая картинка – первое слово в предложении, стрелка - это самое главное слово в предложении, вторая картинка - второе слово в предложении. Все вместе – это предложение.

К первому предложению подбираем предметные картинки. “Мальчики пошли в рощу". "Глагол" - говорим и показываем на стрелку. Строим картинно-графический план всего рассказа.

5. Знакомство со смысловой дружбой предложений в рассказе.

Экраном закрыть все предложения, кроме первого и второго.

- Кто догадается, какие картинки помогают дружить первому и

второму предложениям?

- Тут роща и тут роща. Показываем на стрелку их соединяющую.

- Как вы делаете гирлянду, покажите. Так и наши предложения крепко держатся друг за друга, только так получается рассказ.

6. Пересказ с опорой на картинно-графический план по цепочке.

Итог занятия.

Домашнее задание: Рассказать эту историю маме, а мама должна её записать в тетрадь.

КОНСПЕКТ

занятия второго типа к рассказу "Как мальчики забрали из гнезда совенка"

Цель: ознакомить детей с видами поломок рассказа, т.е. - это занятие показывает те случаи, когда рассказ не получается.

Виды поломок: а/ когда нарушается повторяемость картинок;

б/ нарушается последовательность предложения;

в/ исчезает одно из предложений

План занятия

1. Организационный момент.

2. Самостоятельное построение картинно-графического плана /ребенок

заполняет картинками кармашки/.

Можно каждому ребенку назвать одно предложение. Пересказ по цепочке.

3. Пересказ рассказа с опорой на часть программы /закрываем правую

часть программы экраном/.

Один ребенок рассказывает или по "цепочке".

4. Моделирование рассказа.

На одном занятии отрабатывается только один вид поломки.

«Исчезает» пятое предложение /Маленького птенца забрали деревенские мальчишки/. Предлагаем детям обнаружить место поломки. Дети сами должны сделать вывод о поломке.

5. Убрать поломку. Восстановить правильную последовательность предложений в рассказе.

Пересказ по "цепочке".

Итог занятия.

КОНСПЕКТ

занятия третьего типа к рассказу "Как мальчик забрали из гнезда совенка"

Цель: 1/ Учить связному логическому высказыванию с опорой на картинно-

графический план;

2/ Закреплять умение распространять предложения с помощью прилагательных;

З/ Развивать кратковременную слуховую память.

Оборудование: планшеты-схемы, набор картинок к рассказу, фишки желтого цвета.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Построение картинно-графического плана к знакомому тексту.

3. Составление текста по цепочке, пересказ.

4. Закрепление знаний по новой теме.

Инструкция: А сейчас мы будем учиться делать наш рассказ более интересным. Подумайте, какие слова-признаки можно использовать для тех предметов, рядом с которыми я поставлю желтую фишку.

Первое предложение: роща - березовая, светлая.

Второе предложение: дуб - могучий, большой, ветвистый.

Третье предложение: гнездо - маленькое, уютное, теплое.

Пятое предложение: птенец - маленький, беззащитный;

мальчишки - деревенские, глупые, жестокие.

5. Пересказ со словами-признаками, которые подобрали дети.

Итог занятия.

Домашнее задание: нарисовать сюжетную картинку к этому рассказу.

Конспект занятия по развитию связной речи

Обучение составлению рассказа по картинному плану с опорой на заголовок "Как пожарный спас мальчика?" /Занятие первого типа/

Цель: 1/ Учить связному логическому высказыванию с опорой на картинно- графический план;

2/ Развивать кратковременную слуховую память, ориентировку в пространстве.

Лексический материал: пожарный.

Предметно-действенный способ объяснения.

Оборудование: планшеты - схемы, набор картинок к рассказу.

План занятия

1/ Организационный момент.

Инструкция: Сядет тот, кто назовет любую профессию.

2/ Чтение рассказа логопедом

"Как пожарный спас мальчика"

Однажды пожарные тушили пожар в доме.

Из дома выбежали все жильцы.

Среди жильцов не оказалось одного мальчика.

Мальчик остался в доме.

В дом вошел пожарный.

Пожарный спас мальчика.

З/- Дети, найдите среди картинок ту, на которой изображен пожарный.

4/ - Сколько предложений будет в нашем рассказе?

- Сейчас мы будем записывать этот рассказ картинками.

Логопед предлагает детям набор предметных картинок, относящихся и не относящихся к данному рассказу. Необходимо выбрать те, о которых говорилось в нашем рассказе. /Дети вставляют в кармашки картинки/.

5/ Знакомство со смысловой дружбой предложений в рассказе.

Логопед закрывает экраном все предложения, кроме первого и второго.

- Кто догадается, какие картинки помогают дружить первому и второму предложению? /Тут дом и тут дом./ Показали на стрелку /"и за руки взялись"/. Наши предложения крепко держатся друг за друга, только так

получается рассказ.

6/ Пересказ с опорой на картинно-графический план, Ребенок работает с указкой. /Предложить 2-3 детям пересказать/.

Итог занятия.

Домашнее задание: нарисовать сюжетную картинку к этому рассказу.

КОНСПЕКТ

занятия третьего типа к рассказу

"Как пожарный спас мальчика"

Цель: 1/ Учить связному логическому высказыванию с опорой на картинно- графический план.

2/ Закреплять умение распространять предложение с помощью прилагательных;

З/ Развивать зрительную память, ориентировку в пространстве.

Оборудование: планшеты-схемы, набор картинок к рассказу,

фишки желтого цвета.

План занятия

1/ Организационный момент: игра с мячом. Логопед называет профессию, а ребенок говорит слово- действие, что делает представитель этой профессии.

2/ Построение картинно-графического плана к знакомому тексту, /по желанию - одного ребенка/

З/ Пересказ по цепочке.

Инструкция: давайте проверим, как мы запомнили наш рассказ.

- Вы будете его пересказывать по цепочке, каждый по одному предложению.

4/ Закрепление знаний по новой теме.

Инструкция: сейчас мы будем учиться делать наш рассказ более интересным:

- Подумайте, какие слова - признаки можно использовать для тех предметов, рядом с которыми я поставлю желтую фишку.

2 предложение: а/ горящий, пылающий;

б/ испуганные.

3 предложение: а/ маленького - мальчика.

5 предложение: а/храбрый, смелый, отважный - пожарный.

5/ Пересказ с использованием подобранных слов- признаков.

6/ Игра-пантомима: по очереди дети изображают представителя той или иной профессии. Остальные определяют, угадывают название профессии.

7/ Итог занятия.

Домашнее задание: рассказать маме “Как пожарный спас мальчика”, используя слова-признаки.

КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи

Логопедическое занятие четвертого типа к рассказу

"Как ежи помогли людям"

Цель: 1/ Познакомить детей с правилами лексико-синтаксической дружбы предложений;

2/ Научить детей по средствам местоимений соединять одно предложение с другим;

3/ Развивать зрительную память, ориентировку в пространстве.

Оборудование: планшеты-схемы, набор картинок к рассказу, знак запрета.

Примечание: занятие проводится на материале знакомого текста. Знак

запрета помещается на ту картинку, называть которую

нельзя.

План занятия

1. Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовет любое насекомое.

2. Самостоятельное построение картинно-графического плана к рассказу

«Как ежи помогли людям».

3. Пересказ по цепочке.

4. Знакомство с новым знаком запрета.

Подбор местоимений к тем словам, которые называть нельзя.

1/Летом дети пошли в лес.

2/ В лесу дети /они/ натолкнулись на ежиху с ежатами.

3/Ежей принесли домой.

4/Дома накормили ежей /их/.

5/Ежи /они/ скоро освоились и перестали бояться ребят.

6/ Как-то раз ребята вынесли ежей в огород..

7/ В огороде ежи /они/ стали ловить жуков, гусениц и улиток.

8/ Скоро жуков, гусениц, улиток /их/ в огороде не стало.

5. Пересказ с использованием подобранных местоимений.

Итог занятия.

Домашнее задание: Рассказать дома "Как ежи помогли людям" по-новому, используя слова, подобранные сегодня на занятии.

КОНСПЕКТ

занятия по рассказу "Как ребята спасли зайчонка"

Цель: 1/ Учить связному логическому высказыванию с опорой на картинно-графический план;

2/ Развивать кратковременную память на слух, зрительное восприятие, мышление;

З/ Закрепить названия детенышей диких животных.

Оборудование: планшеты-схемы, набор картинок, мяч.

Рассказ составляется по заранее построенному картинно-графическому плану.

РАССКАЗ:

1/ Однажды ребята шли по лесной тропинке.

2/ Тропинка вывела их на полянку.

З/ На этой полянке дети увидели сорок.

4/ Сороки налетели на зайчонка.

5/ Зайчиха защищала своего зайчонка.

6/ Маленького зайчонка ребята отнесли в кусты.

7/ В кустах сороки не обидят малыша - зайчонка.

План занятия

1. Организационный момент: игра с мячом "Назови детеныша". Дети стоят в кругу. Логопед находится в центре круга и по очереди бросает мяч детям, называя животное. Ребёнок, возвращая мяч, называет его детёныша:

2. у медведицы - ... у волчицы - ....

у лисы - ... у зайчихи - ...

у ежихи - ... у белки - ...

2. Самостоятельное составление рассказа по заполненному логопедом картинно-графическому плану.

Инструкция: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ. Рассказ будет называться так: "Как ребята спасли зайчонка".

- Посмотрите на схему нашего рассказа и посчитайте, сколько предложений будет в нашем рассказе?

- Составьте первое предложение.

- Вы правильно составили первое предложение, а теперь подумайте, что могло произойти дальше?

З. а). Составление текста по цепочке.

б). Пересказ. /Дети работают с указкой/

2-3 ребенка пересказывают. Остальные дети будут заслушаны в вечернее время воспитателем.

4/ Игра 4-ый лишний (определить на слух "лишнего" животного и объяснить свой выбор).

заяц, белка, медведь, корова

коза, кабан, лиса, волк

лошадь, собака, рысь, кошка

Логопед: Я называю цепочку слов, а вы определяете, кто здесь лишний и почему.

5/ Итог занятия.

Домашнее задание: Рассказать маме "Как ребята спасли зайчонка",

Придумать и нарисовать задачки на «4-ый лишний».

Наши рекомендации