Разделы дисциплин и виды занятий. 4.2. Содержание разделов дисциплины
№ | Содержание | Лекц. | Практ. | Самостоят. |
Взаимосвязь теории и практики в педагогике | ||||
Методология практической пед. деятельности. | ||||
Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности | ||||
Педагогическое проектирование. | ||||
Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач | ||||
Система деятельности классного руководителя | ||||
Инновации в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. | ||||
Формы взаимодействия субъектов в пед. процессах | ||||
Здоровьесберегающие технологии пед. процесса | ||||
Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. | ||||
Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса | ||||
Итого: |
4.2. Содержание разделов дисциплины
1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема. Педагогика как наука об искусстве воспитания, о научно обоснованной творческой деятельности. Соотношение научных и житейских педагогических знаний. Теория как форма научного знания. Рассмотрение науки как средства обеспечения профессионализма учителя. Понимание практики педагогики в широком и узком смысле. Характеристика связи между теорией и практикой в педагогике. Теория и практика как взаимно проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности. Деятельность – это система сформулированных задач, при постановке которых возникает момент взаимодействия между теорией и практикой.
2. Методология и логика практической педагогической деятельности.Понятие методологии:система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований. Методология как учение об организации деятельности. Сущность воспитания, его закономерности и принципы. Современные подходы и концепции воспитания.
3. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности.Понятие самоопределения: самоопределение как самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию; личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Понятие ценности как смыслообразующее основание человеческого бытия, задающее направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Аксиологический подход в педагогике. Различные типы ценностей, их пересечения. Ценности образования. Ценностно-смысловая природа личностного и профессионального самоопределения. Профессиональная компетентность. Технология профессионального развития педагога.
4. Педагогическое проектирование.Понятие проекта, проектирования, педагогического проектирования. Современные подходы к проектированию. Объекты пед. проектирования: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая ситуация. Формы проектов: концепция, модель, программа, план. Принципы педагогического проектирования. Связь проектирования с прогнозированием, конструированием и моделированием. Этапы проектирования. Методы проектирования: дающие новые парадоксальные решения, пересмотр поставленных задач, творческие методы. Классификация проектов. Идея возрастосообразности как главная идея модернизации современного образования.
5. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач.Основные понятия педагогической технологии. Технология как система методов запланированного результата. Спецификапрофессиональныхзадач: направленность на отражение педагогической реальности, представленной в содержании задачи как проблемная ситуация. Понятие педагогической задачи. Классификации педагогических задач. Профессиональные задачи. Подходы к технологии решения педагогических задач Оценка выбора решения педагогических задач.
6. Система работы классного руководителя.Понятие творчества. Направленность педагогического творчества. Вариативность классного руководства. Функции классного руководителя. Детский коллектив. Методика создания воспитательного коллектива. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и учащихся. Направления деятельности. Классный руководитель и педагогический коллектив: пути развития творческого потенциала педагога в коллективной деятельности. Творческий подход к конструированию классного воспитательного часа. Анализ, целеполагание и планирование работы классного руководителя.
7. Инновации в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Инновация, инноватика, инновационный процесс, инновационная деятельность. Особенности инновационной деятельности педагога. Исследовательская позиция педагога и его способность к решению педагогических проблем. Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога и пути их преодоления. Авторская программа. Авторский коллектив. Инновации и традиции, инновации и реформы.
8. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах.Сущность и структура педагогического взаимодействия. Характеристика типов взаимодействия. Формы и методы взаимодействия. Взаимодействие педагогов и родителей: содержание и формы. Взаимодействие с коллегами по решению профессиональных задач. Взаимодействие с социумом.
9. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса.Понятия здоровьесберегающая педагогика и здоровьесберегающая образовательная технология. Основные принципы, цель и задачи здоровьесберегающей технологии. Понятие здоровья, показатели качественных характеристик здоровья учащихся, проблема сохранения здоровья учащихся в современном образовании. Примеры здоровьесберегающих технологий.
10. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся.Понятие индивидуальные достижения учащихся. Подходы к выделению компонентов структуры достижений учащихся. Контроль и оценивание в образовании. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся: мониторинг, рейтинг, портфолио и др.
11. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Современное состояние проблемы развития технологической структуры информационно-образовательной среды учебного заведения. Теоретические и практические аспекты использования электронных образовательных ресурсов и автоматизированных систем в управлении образовательным процессом (дистанционные технологии обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, презентации опыта работы школ и т.д.). Проблема формирования информационно-компьютерной компетентности педагогов и пути ее решения. Конкурсы и олимпиадное движение в области информационно-компьютерных технологий. Программы дополнительного образования в области информационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего», «Microsoft IT Academy» и др.