Разделы дисциплин и виды занятий. 4.2. Содержание разделов дисциплины

Содержание Лекц. Практ. Самостоят.
Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Методология практической пед. деятельности.
Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности
Педагогическое проектирование.
Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач
Система деятельности классного руководителя
Инновации в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.  
Формы взаимодействия субъектов в пед. процессах
Здоровьесберегающие технологии пед. процесса
Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся.
Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса
  Итого:

4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Взаимоотношение педагогической науки и прак­тики как методологическая проблема. Педагогика как наука об искусстве воспитания, о научно обоснованной творческой деятельности. Соотношение научных и житейских педагогических знаний. Теория как форма научного знания. Рассмотрение науки как средства обеспечения профессионализма учителя. Понимание практики педагогики в широком и узком смысле. Ха­рактеристика связи между теорией и практикой в педагогике. Теория и практика как взаимно проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности. Деятельность – это система сформулированных задач, при постановке которых возникает мо­мент взаимодействия между теорией и практикой.

2. Методология и логика практической педагогической деятельности.Понятие методоло­гии:система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также сис­тема деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований. Методология как учение об организации деятельности. Сущность воспитания, его закономерности и принципы. Современные подходы и концепции воспитания.

3. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности.По­нятие самоопределения: самоопределение как самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию; личностное новообразование, связан­ное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Понятие ценности как смыс­лообразующее основание человеческого бытия, задающее направленность и мотивирован­ность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Аксиологиче­ский подход в педагогике. Различные типы ценностей, их пересечения. Ценности образования. Ценностно-смысловая природа личностного и профессионального самоопределения. Профессиональная компетент­ность. Технология профессионального развития педагога.

4. Педагогическое проектирование.Понятие проекта, проектирования, педагогического проектирования. Современные подходы к проектированию. Объекты пед. проектирования: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая ситуация. Формы проектов: кон­цепция, модель, программа, план. Принципы педагогического проектирования. Связь про­ектирования с прогнозированием, конструированием и моделированием. Этапы проектирова­ния. Методы проектирования: дающие новые парадоксальные решения, пересмотр поставленных задач, творческие методы. Классификация проектов. Идея возрасто­сообразности как главная идея модернизации современного образования.

5. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач.Основные понятия педагогической технологии. Технология как система методов запла­нированного результата. Спецификапрофессиональныхзадач: направленность на отражение педагогической реальности, представленной в содержании задачи как проблемная ситуация. Понятие педагогической задачи. Классификации педагогических задач. Профессиональные задачи. Подходы к технологии решения педагогических задач Оценка вы­бора решения педагогических задач.

6. Система работы классного руководителя.Понятие творчества. Направлен­ность педагогического творчества. Вариативность классного руководства. Функции классного руководителя. Детский коллектив. Методика создания воспитательного коллектива. Ус­ловия, влияющие на взаимодействие педагогов и учащихся. Направления деятельности. Классный руководитель и педагогический коллек­тив: пути развития творческого потенциала педагога в коллективной деятельности. Творче­ский подход к конструированию классного воспитательного часа. Анализ, целеполагание и планирование работы классного руководителя.

7. Инновации в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Инновация, инноватика, инновационный процесс, инновационная деятельность. Особенности инновационной деятельности педагога. Исследовательская позиция педагога и его способность к решению педагогических проблем. Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога и пути их преодоления. Авторская программа. Авторский коллектив. Инновации и традиции, инновации и реформы.

8. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах.Сущность и структура педагогического взаимодействия. Характеристика типов взаимодействия. Формы и методы взаимодействия. Взаимодействие педагогов и ро­дителей: содержание и формы. Взаимодействие с коллегами по решению профессиональных задач. Взаимодействие с социумом.

9. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса.Понятия здоровьесберегающая педагогика и здоровьесбере­гающая образовательная технология. Основные прин­ципы, цель и задачи здоровьесберегающей технологии. Понятие здоровья, показатели качест­венных характеристик здоровья учащихся, проблема сохранения здоровья учащихся в совре­менном образовании. Примеры здоровьесберегающих технологий.

10. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся.Понятие индивидуаль­ные достижения учащихся. Подходы к выделению компонентов структуры достижений учащихся. Контроль и оценивание в образовании. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся: мониторинг, рейтинг, портфолио и др.

11. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Совре­менное состояние проблемы развития технологической структуры информационно-образова­тельной среды учебного заведения. Теоретические и практические аспекты использования электронных образовательных ресурсов и автоматизированных систем в управлении образова­тельным процессом (дистанционные технологии обучения одаренных детей, детей с ограни­ченными физическими возможностями, презентации опыта работы школ и т.д.). Проблема формирования информационно-компьютерной компетентности педагогов и пути ее решения. Конкурсы и олимпиадное движение в области информационно-компьютерных технологий. Программы дополнительного образования в области информационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего», «Microsoft IT Academy» и др.

Наши рекомендации