Технология проектного обучения: типология учебных проектов, этапы работы над проектом

Проекты достаточно разнообразны. В основу их классификации могут быть положены разные типологические признаки. По характеру доминирующей деятельности учащихся выделяют следующие типы проектов:

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Целью учащегося в данном случае явл. доказ-во или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется пров. эксперименты, анализ-ть их рез-ты, обобщать, сравнивать, выявл. закон-ти, а также делать выводы, обоснов. свою точку зрения. Т.о., основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.

В результате исследов. проектов могут создав. как научные статьи, брошюры, так и модели или макеты, учебные фильмы и компьют. презентации, реже мероприятия, нап., учебная экскурсия или доклад.

2.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Позв. учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны измен. предст-ние окруж. об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.

3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в реш. проблемы проекта. Чтобы добиться этого, нужно не просто искать информацию или созд. произведение искусства, необходимо будет организовывать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать её интересной для всех.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназн-ых для шир. аудитории. Структура такого проекта может быть обозн. след. образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (ср-ва СМИ, базы данных, в том числе электр-е, анкет-ие); способы обработки (анализ, обобщение, сопост. с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет). Данный тип проект. деят-ти может быть с успехом применен для подг-ки выст-ий учащихся на научно-практ. конфер.

5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

Учитель может заказать своим ученикам разработку раздат-го материала по своему предмету. В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необх. им предм. знания, умения и навыки.

3.Воспитание как пед. процесс. Современные подходы к опр. законом. и принципов воспитания.

Воспитание — это целенапр-й и орган-ый процесс формир. личности. Предм. пед-ки явл. процесс воспитания и обучения человека, кот. наз-ся педагогическим.

Воспитание как пед-й процесс пред­полагает определенным образом педагогически организ-е взаим-ие воспитателя и воспитанника, их совм. дви­жение в системе соц. жизни, событий, явлений, переживаний и опыта. Воспитание — соц-но обу­словленный процесс, оно всегда опр-ся кон­кретными потребн-ми общества. Общество «задает» воспит-ю идеал личности — своеобразный социаль­ный заказ государственным образовательным систе­мам и родителям как гражданам.

Принципы воспитательного процесса:

п-п гуманист. направл-ти деят-ти пед-ов и учащихся;

п-п адекватности системе социальных отноше­ний;

п-п целенаправленности и комплексности пе­дагогических воздействий;

п-п интеграции и дифференциации в организа­ции изучения различных предметов;

мотивация учебной деятельности;

принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;

принцип педагогического оптимизма;

принцип демократизации в воспитании.

Закономерности воспитательного процесса:

взаим-зь форм орган-ции и содерж. педа­г. процесса;

единство действий участников педаг. про­цесса;

зависимость организации педаг. процесса от возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся;

взаимосвязь процесса образ-ия, обучения, вос­пит-ия;

гармонизация личных и общественных интересов;

обусловленность содержания педаг-го про­цесса.

Планирование воспитательной деятельности учителем начальных классов.

Планирование – это обяз. компонент ра­боты. Цели учебн. программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану.

План. позволяет дозировать учебный мате­риал и распределить его во времени.

Виды планов:

1) годовой (календарный); полугодовой; четверт­ной;

2)тематический (план серии уроков по данной теме);

3) поурочный.

При сост. планов учителя должны прин. во внимание:

* Типовой учебный план.

* Учебные программы для I-IV классов.

* Учебн. комплекс по учебн. предмету для дан­ного года обучения.

* Подготовку учащихся по учебным предметам, а также общий уровень их знаний.

* Перспективы работы на следующем уроке, так и в следующей четверти и следующем году.

* Возрастные особенности учащихся.

Календарно-тематическое планирование – это рас­пределение содержания учеб. матер. по от­дельным урокам, напр-ое на установление дат проведения уроков; номеров уроков; названия содер­жательных линий, разделов и тем уроков; количества часов; целей и задач уроков; материала учебников (учебных пособий).

Кал.-темат. план учителя явл. обяз-ым документом.

Прим. КТП по учеб. предметам составл-я большей частью авторами учебн-в, а также мето­дистами отдела метод-го обесп-ия нач. обр. учреждения обр-я «Нац. институт обр.». Учителя нач. кл. получ. его уже готовым. Он предст-н в форме таблиц, что позволит учителю эффективно осу­щ-ть план-е и подготовку уроков по учеб­ным предметам. Учит. не переп. напеч-ое в сборниках КТП, рекоменд. Минист. обр. РБ.

Тематическое планирование. Это план-ие системы уроков по данной теме. Учи. делит материал темы на небол. части – уроки, определяет образ-ые и воспит-е задачи темы в целом, намечает осн. дидакт-ие цели каждого урока, намечает проведение экскурсий, практ. и контр. работ, указ. материал учебника, относящийся к теме, устанавливает соответствующие календ. сроки изучения темы с учетом количества недельных часов, отвод. на данный учебный предмет учебным планом и расписанием учебных занятий. Размеченная программа служит для учителя календ. темат. планом по предмету.

Поурочное планирование. Это план-ие одного конкретного урока. Учитель по календ. плану устанавливает тему, содержание, основную дидакт. цель урока, конкретизирует его образов-е и воспитательные задачи, планирует развивающее влияние урока. Уточняет, какие имеющиеся знания, умения и навыки учащихся нужно использовать, чтобы обеспечить сознательное овладение учебным материалом. Продумывает, как на данном уроке будут реализованы дидактические принципы. Затем опр. методика работы на уроке: какие методы и приемы и в какой последов-ти будут испол-ны на данном уроке, чем будет характер-ься познав. деят. учащихся, какой будет психол. и логич. сторона урока, какие техн-.е средства будут испол. на уроке.

В конце учебного года следует выполнить анализ реализации плана. Анализ поможет увидеть недостатки в работе, а также учесть их при составлении плана на следующий учебный год.

Наши рекомендации