Темы семинарских (практических)занятий
СИЛЛАБУС
«Этнопедагогика»
1 курс, русское отделение, весенний семестр, 3 кредита
ФИО лектора: Телефон: E-mail: Каб.: ФИО преподавателя (практические): Телефон: E-mail: Каб.: | Юсупова И.Б. 8 705 228 90 77 [email protected] Садирбекова Д..И. [email protected] |
Алматы, 2013
Учебно-методическая программа дисциплины «Педагогика» обязательного компонента составлена на основании типовой учебной программы и рабочего учебного плана специальности.
Составитель рабочей учебной программы дисциплины «Педагогика» обязательного компонента.
Юсупова И.Б.,к.п.н., и.о. доцент преподаватель кафедры «Общей педагогики».
(Ф.И.О., ученая (академическая) степень, должность составителей).
Утверждено на заседании кафедры «Общей педагогики»
Протокол № от « » ______________2012 г.
Зав. кафедрой__________________ Муратбаева Г.А. д.п.н., доцент
(Ф.И.О., ученая (академическая) степень, звание)
Рассмотрено и одобрено на учебно-методическом совете факультета педагогики и психологии
Протокол № _от «___»_______2012г.
Председатель учебно-методического
Совета факультета _____________________ Бапаева М.К. к.п.н., доцент
(Ф.И.О., ученая (академическая) степень, звание
Содержание дисциплины
Темы и план лекций
Тема | Название темы | Содержание лекции | К-во ч. |
1-тема | Методологические основы современной педагогики. Педагогика-наука о воспитании человека. Система педагогических наук. | 1.Возникновение и развитие педагогики 2.Объект,предмет и функции педагогики 3.Система педагогических наук 4.Связь педагогики с другими науками 5.Методологические основы науки педагогики. | |
2-тема | Характеристика и взаимосвязь развития, воспитания, формирования личности. Основные факторы влияющие на формирование личности. | 1.Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. 2.Движущие силы и основные закономерности развития личности. 3. Факторы, влияющие на формирование личности. Внутренние и внешние факторы. | |
3-темы | Основные закономерности воспитательного процесса ,их характеристика. Принципы воспитания. | 1.Диалектика воспитательного процесса. 2. Особенности процесса воспитания 3.Закономерности процесса воспитания 4. Принципы воспитания | |
4-темы | Цель воспитания, ее социальная обусловленность. Проблема социализации и персонализации личности. | 1.Воспитание как общественное явление 2.Культура общества и воспитание 3.Сущность процесса воспитания. 4.Цельи задачи воспитания. | |
5-темы | Мировоззрение ,как ядро формирующейся личности. Пути и средства формирования мировоззрения учащихся | 1.Понятия о мировоззрении 2.Основные пути и средства формирования мировоззрения школьников 3.Возрастные возможности овладения мировозрением | |
6- темы | Системы средств,форм,методов воспитания в целостном педагогическом процессе. Характеристика методов воспитания. | 1.Понятие о методах воспитания 2.Классификация методов воспитания 3. характеристика методов воспитания 4.средства воспитания 5.формы воспитания | |
7-тема | Взаимодействие и взаимосвязь учителя и детского коллектива в педагогического процесса. Различные типы детских коллективов. | 1. Становление теории коллектива 2. Сущность и характеристика коллектива 3. Стадии развития коллектива 4. Методика работы с коллективом | |
8-тема | основы семейного воспитания. Теоритические основы организации педагогического процесса в семье | 1.Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности. 2.Взаимоотнашение семьи и школы в воспитательном процессе 3.Семья как субьект педагогического взаимодействие | |
9-тема | Обучение в структуре целостного педагогического процесса. воспитательные возможности обучения и воспитания. Закономерности и принципы обучения | 1.общее понятие о дидактике 2.обучение как способ организации педагогического процесса 3.функции обучения 4.психологические основы процесса обучения 5.закономерности и принципы обучения | |
10-тема | Содержание образования в современной школе. Взаимосвязь общего, политехнического, профессионального образования | 1.Понятия и сущность содержания образования 2.основные теории содержания образования 3.государственный образовательный стандарт 4.учебные планы, программы, учебники и учебные пособия. | |
11-тема | Формы организации обучения. Современный урок. Подготовка учителя к урокам. | 1.понятия о формах обучения . 2.Классно-урочная система в истории школы ее признаки. 3.урок-основная форма организации обучения и его особенности 4.современный урок, его особенности и эффективность. | |
12-тема | Характеристика методов обучения. Различные подходы к классификации в современной дидактике. | 1. Понятия и сущность метода, приема и правила обучения. 2. 2.класификация методов обучения 3. Средства обучения | |
13-тема | Современные подходы к активизации познавательной деятельности учащихся | 1.инавационная обучение и его необходимость 2.информационные технологии 3.особенности модульного обучения и рейтингового контроля | |
14-тема | Характеристика нормативных документов о школе. Типы школ, их характеристика, особенности организации учебно-воспитательного процесса | 1.нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. 2уровни формирования содержания образования | |
15-тема | Диагностика учебно-воспитательного процесса школы, класса как основа управления. основы внутришкольного контроля. Методическая работа в школе и аттестация учителей. | 1.основы управления общеобразовательным учреждением 2.содержание управления общеобразовательным учреждением 3.планирование- основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла 4.формы организации методической работы в школе 5.повышение квалификации и аттестация работников школы. | |
итого |
Темы семинарских (практических)занятий
№ | Темы занятии | Содержание темы | К-во ч. |
Педагогика в системе наук о человеке Методология педагогики Методы педагогического исследования | 1.Различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства 2.сущность понятия «педагогика»,ее объект и предмет,основные функции и задачи педагогики 4.место педагогики в системе других наук 6.логика научного исследования в целом и научно-педагогического исследования в частности | ||
Развитие личност как педагогическая проблема | 1. Струкрура личности человека,его анатома-физиологические, психические, социальные свойства и качество, 2. Движущие силы и закономерности развития человека и формирование его личности 3. Половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфик их правления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую развития ребенка 4. Внутренние и внешние факторы развития человека | ||
Возрастная периодизация. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания | 1.возростные и индивидуальные особенности школьного возраста и их учет в учебно-воспитательном процессе 2.проблемы акселерации на современном этапе 3. Половозрастные и индивидуальные особенности детей: педагогическая периодизация развития ребенка | ||
Закономерности педагогического процесса | 1.сущность понятия «закон», «закономерность» 2.основные функции педагогического процесса 3.значение принципов для реального проявление закономерностей. 4.свойство и закономерности целостного и педагогического процесса | ||
Закономерности и принципы воспитания. Общечеловеческие ценности и ценнностные ориентации как основа базовой культуры личности | 1.Платон, Сократ,Аристотель о целях воспитания 2.Взаимосвязь и взаимоявление закономерностей,принцрпов целей воспитания 3.В какой мере реализуются современные цели воспитания в современной школе и почему ? | ||
Общие методы воспитания и их классификация | 1. Сущность понятия «метод воспитания», «прием воспитания», «средство воспитания», «формы воспитания». 2. Характеристика отдельных методов воспитания,их педагогические возможности 3. Специфика применение методов и форм воспитания в разных социальных ситуациях | ||
Взаимодействие и взаимосвязь учителя и детского коллектива в педагогическом процессе. Различные типы детских коллективов | 1.сущность понятия «группа» , «коллектив» 2.соотнашение содержания понятия «колективизм», «индивидуализм», «конформизм», «нонконформизм» 3.сущность и содержание параметров и группы и этапов становление коллектива 4.основные современные тенденции индивидуализма и коллективизма в воспитании. | ||
Семья как субъект педагогического взаимодействие | 1.сущность понятия «семья», «семейное воспитание» 2. характеристика отдельных видов педагогического взимодействия школы и семьи их педагогические возможности 3.специфика применения методов и форм педагогического ваимодействия семьи и школы в разных ситуациях развития. | ||
Диагностика учебно-воспитательного процесса школы как основа упрвления | 1.понятия и функции внутришкольного управления 2.педагогический анализ-основа управления управленческой деятельностью 3. обязанности директора школы 4.обязанности заместителя директора школы по воспитательной работе | ||
Закономерности и принципы обучения | 1.Образовательный процесс как внутренняя деятельность личности 2. связь пинципов обучения с закономерностямиобучения 3.принципы и правила обучения 4.соотнашения принципов и правил 5.система дидактических принципов | ||
Урок-как основная форма организации обучения | 1.Сущность понятия «организационная форма обучения» и «урок» 2.соотнашение содержания понятии индивидуальность, фронтальной и группавой форм организации обучения в историческом аспекте 3.возможности конкретных организационных форм обучения для формирование мотивов обучение и активизации познавательноц деятельности учеников 4.типология уроков и структура уроков различного типа 5. основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения | ||
Понятия методов, приемов, правил обучения | 1.взаимосвязь дидактических и предметно-методических, подходов к анализу методов обучения. 2.сравнительная эффективность методов обучения 3.методы обучения, активизирующие познавательную и самообразавательную деятелбность учащихся,учебный диалог,дсискуссия и др. 4.влияние методов обучения на формирование мотивов учеников школьников | ||
Традиционная технология и ее основные признаки. Педагогическая деятельность как творческиий процесс | 1. Типы учебных планов современной общеобразовательной школы 2. Структура учебного плана 3. Средства реализации образовательных стандартов 4. Задачи профессиональных образовательных программ | ||
Нормативные документы,регламентирующие содержания образование | 1. Типы учебных планов современной общеобразовательной школы 2. Структура учебного плана 3. Средства реализации образовательных стандартов 4. Задачи профессиональных образовательных программ | ||
Основные этапы управленческого цикла. Особенности методической работы в современной школе. Повышение квалификации и аттестация работникрв школы | 1.формы организации методической работы в школе 2.цели и задачи методической работы в школе 3.деятельность Совета школы 4.планирование, как функция внутри школьного управления 5.этапы годового плана работы школы 6. содержание календарного плана 7.задачи перспективного плана школы | ||
итого |
Самомтоятельная работа студентов под рукаводством преподавателя (СРСП)
№ | Тема занятий | Содержание темы | К-во ч. |
Педагогика и системы наук о человеке | Опорная система лекции | ||
Методология педагогики,методы педагогического исследования | Составить картотеку по литературе данной темы | ||
Развитие личности как педагогическая проблема | эссе | ||
Возростная периодизация | Составление таблиц,схем | ||
иИндивидуальные особенности развития учащихся их учет в процессе воспитания | Устный опрос | ||
Сущность педагогического процесса,его структурные компоненты. | Тезис-конспект | ||
Закономерности педагогического процесса | Устный опрос | ||
Сущность воспитания.Задачи и функции воспитания | Опорная схема лекции | ||
Самовоспитание и перевоспитание личности | дискуссия | ||
Закономерности и принципы воспитания | Устный опрос | ||
Общечеловеческие ценнопти и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности | реферат | ||
Общие методы воспитания и их класификация | Составление схем,таблиц | ||
Факторы влияющие на выборы форм и средств воспитания | Микропрактикум в группах | ||
Семья как субъект педоагогического взаимодействие | реферат | ||
История становление дидактики | конспект | ||
Методологические основы обучения | Устный опрос | ||
Обзор основных закономерностей и принципов обучение | кластер | ||
Содержания образования как средство обучения и фактор развития | Устный опрос | ||
Обрние за рубежом | реферат | ||
Государственный образовательный стандарт | микропрактикум | ||
Различные подходы к класификации методов обучения | кластер | ||
Интерактивные методы обучения | Семинар-тренинг | ||
Становление и совершенствование форм обучения | конспект | ||
Типы и струтура уроков | практикум | ||
Нетрадиционные формы обучения | Сравнительный анализ | ||
Мотивация обучения | эссе | ||
Обзор педагогических технологии обучения | Сравнительный анализ | ||
Особенности методической работы в современной школе | практикум | ||
Методы внутришкольног кантроля | практикум | ||
Повышение квалификации и атестации работников школы | практикум | ||
итого |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет педагогики и психологии
Кафедра общей педагогики
«Утверждено»
на заседании Ученого совета факультета
Протокол №____от «_____» 2012г.
Декан факультета
______________С.С. Конырбаева
Учебно-методическая программа для студентов
(syllabus)
Наименование дисциплины: Педагогика
Код дисциплины: 1курс, дневное
Специальность, шифр:5В010300 – «Педагогика и психология»
Количество кредитов:2
Алматы 2012г.
Учебно-методическая программа дисциплины «Педагогика» для студентов(Syllabus) cоставлена на основании типовой учебной программы и рабочего учебного плана специальности.
Составители рабочей учебной программы по дисциплине «Педагогика»
Юсупова И.Б.,к,п.н., и.о.,доцент преподаватель кафедры «Общей педагогики».
(Ф.И.О.,ученая (академическая) степень, должность составителей)
Утверждено на заседании кафедры «Общей педагогики»
Протокол № от « » _____________2012 г.
Зав.кафедрой______________________ Муратбаева Г.А. д.п.н.,доцент (Ф.И.О.,ученая (академическая) степень,звание)
Рассмотрено и одобрено на учебно-методическом совете факультета педагогики и психологии
Протокол № __от «___»________2012г.
Председатель УМС факультета _______________Бапаева М.К.п.н. ,доцент
ГЛОССАРИЙ
Педагогика -(греч.пайдос –дитя,аго-вести) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса.
Воспитание-это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условии педагогического процесса.
Обучение- специфически способ образования, направленный развития личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Образование -1).Процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет самообразование ,т.е.приобретение системы знаний самостоятельно;
2).Специально организованная в обществе система условий учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека.
Дефектология – наука, изучающая клинико- физиологические и психолого-педагогические закономерности и особенности развития аномальных детей, проблемы их обучения и воспитания. Включает: логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику, и тифлопедагогику.
Школа – социальный институт, общественно – государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.
Закон РК « Об образовании» - закон, регулирующий общественные отношения в области образования;
Суверенитет – (фр.souverainete) верховенство; Полная независимость государства от других государств в его внешних отношениях.
Государственный образовательный стандарт – основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования;
Образовательный ценз – определенный уровень образования, достижения которого удостоверяется соответствующим документом.
Образовательная модель – образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирования учебных планов программ, частные цели руководства деятельности обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетности, способы оценки процесса обучения.
Стандарт образования – 1) Основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляются для каждого этапа образования. Структура стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умение и навыки, технологию проверки результатов образования; 2) Содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптимальный минимум содержания образования.
Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.
Принципы государственной политики в области образования – основные положения, на которых базируется государственная политика в области образования: автономность образовательных учреждений, гуманистический характер образования, демократизация образования, единство федерального, культурного и образовательного пространства, общедоступность, светский характер государственных, муниципальных, образовательных учреждений, свобода и плюрализм.
Учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Учебные программы бывают: типовые, варитативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные.
Учебный план – нормативный документ определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года