Педагогическая мысль и школа второй половины XVIII
Первый русский ученый мирового уровня, Михаил Васильевич Ломоносов (1711-65) по праву считается выдающимся деятелем образования и просветителем. А.С. Пушкин писал: «между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Родился Ломоносов в д. Денисовке в семье крестьянина - помора. Учился по «Стихотворной Псалтыри» Симеона Полоцкого, «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, «Арифметике» Леонтия Магницкого. В 19 лет отправился учиться, сначала – с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, а в 1736 г. был командирован Академией наук для обучения за границей. Ломоносов три года обучался в Марбурге, затем год – в Фрейберге и еще год в других научных школах.
С 1745 г. Ломоносов был произведен в академики. В записках о состоянии Академии наук, он обличал «недоброхотство ученых иноземцев» к обучению русского юношества. Его сатирическое стихотворение «Гимн бороде» (1757) было направлено против ханжества, оно обличало мракобесие врагов знания и прогресса. Это стихотворение приговорили к сожжению «чрез палача под виселицею», а автора строго предупредили об опасности вольнодумства.
Дружеские отношения с видным вельможей и меценатом Иваном Ивановичем Шуваловым открывают Ломоносову возможность для осуществления многих планов в научно-образовательной сфере. Просветитель составляет первоначальный проект университета, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. В письме к И. И. Шувалову (1754) ученый писал: «При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян». При этом, выступая против традиционной сословности в обучении, он отстаивал права представителей непривилегированных русских сословий обучаться в гимназии и университете. В результате неустанных трудов по инициативе Ломоносова и при содействии Шувалова в 1755 был основан Московский университет. Ломоносов составил Устав университета и «Регламент академической гимназии».
А.С. Пушкин писал: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Реформируя литературный язык, Ломоносов в «Российской грамматике» (1755 — 1757) разграничил церковно-славянский и русский, «гражданский», живой народный язык, «простой российский язык», «слова простонародные», «обыкновенные российские». Значение филологических трудов Ломоносова заключается в первом научном исследовании законов и форм русского языка, и устной речи. Изучая язык, он создает списки слов и отдельных выражений русского языка, сравнивает, сопоставляет группы фактов между собой, делает строго научные выводы. Классифицируя русские наречия: московское, поморское и малороссийское, Ломоносов предпочитает московское, из-за «отменной красоты».
В исследовании «Рассуждение о пользе книги церковных в российском языке» (1757), Ломоносов отмечал, что язык церковных книг послужит мерилом чистоты русского литературного языка, средством защиты от избытка чуждых иностранных слов, терминов и выражений. Ломоносов обнаружил три «штиля» языка: «высокий», «средний» и «низкий».
В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.
Выдающийся подвижник отечественного образования, талантливый государственный деятель, Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795) снискал славу одновременно как благотворитель, учредитель, организатор и руководитель многих учебных и воспитательных заведений.
Побочный сын генерал-фельдмаршала князя И.Ю. Трубецкого и шведской баронессы, Иван родился в Стокгольме, где его отец находился в плену. Получивший по существовавшей тогда традиции сокращенную фамилию, Бецкой учился в кадетском корпусе в Копенгагене; недолго служил в датской кавалерии, путешествовал по Европе, четыре года учился в Париже. В 1721 г. он вернулся в Россию, где служил по дипломатической части в Коллегии иностранных дел, был камергером при великом князе Петре Федоровиче. В 1747 г. карьера генерал-майора Ивана Бецкого прервалась, он покинул Россию и прожил около 15 лет в Париже, где познакомился с великими энциклопедистами, философами и прославленными литераторами Франции. Особенно Бецкой увлекся трудами Жан-Жака Руссо. Специально изучал организацию образовательного процесса в закрытых учебных заведениях.
В 1762 г. Петр III вернул эмигранта в Петербург, пожаловал ему орден св. Александра Невского, дал чин генерал-поручика. Ценившая его ученость и изящный вкус, императрица Екатерина II определила лишенному политических амбиций Ивану Ивановичу педагогическую сферу деятельности – руководство всеми учебными и воспитательными заведениями. На этом поприще он проявил себя, как выдающийся деятель и теоретик просвещения.
Екатерина II уделяла большое внимание воспитанию «новой», как она выражалась, – «породы людей», описание которой изложено в педагогических трудах западноевропейских рационалистов Нового времени. Была поставлена задача, воспитать поколение «новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки».
Выполняя поставленную императрицей задачу И.И.Бецкой деликатно заимствуя иной раз вовсе не совпадающие друг с другом воспитательные идеи Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и К. Гельвеция, разработал первую в России педагогическую систему. Принимая одни, как ему казалось, нужные мысли и, отбрасывая иные, считая их бесполезными, генерал построил эклектическую концепцию воспитания. В ее основе – цель создания иного поколения людей, отличных от заурядных современников, – порождения социальных условий весьма далеких от совершенства. В деле формирования особого характера новых людей воспитание явно превалирует над обучением. Именно благодаря воспитанию «даруется новое бытие и производится новый род подданных» Российской империи. Исходя из теории Дж. Локка, Бецкой утверждал: отнюдь не обучение, а воспитание – вот доминирующее занятие педагогики, призванной преобразовать население страны в идеальных граждан. «Корень всему злу и добру – воспитание» – напишет И.И.Бецкой в «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества» в 1764 г.
Предварительно обсуждая основные идеи воспитания с императрицей, Бецкой нигде не описывает образ нового человека, так как он сам не вполне отчетливо представлял его облика. Если судить по различным заметкам, главная его черта – отсутствие характерных для современников отрицательных качеств. «Человек, чувствуя себя человеком не должен допускать поступать с собою как с животным», – здесь нельзя не заметить намек на постыдные рабские привычки, вошедшие в плоть и кровь общества. Едва ли не впервые в отечественной теории воспитания Бецкой призывает, «чтобы с изящным разумом изящнейшее еще соединялося сердце». Не отрицая значения «образования ума», Бецкой переносит центр тяжести на образование сердца, т.е. на воспитание – средство создания «новой породы» – молодого поколения, способного изменить страну.
Явственно звучит вывод: «человек должен познать правила гражданской жизни». Вслед за почитаемым авторитетом Ж.-Ж. Руссо, Бецкой повторяет, что человек от природы не зол, а добр, и его душа подобна воску, на котором можно написать что угодно. Русский педагог предлагает тривиальные, однако, новые в России идеи дворянского воспитания: «Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству, особливо же вкоренять в них... склонность к опрятности и чистоте».
Особая роль Бецкого как первооткрывателя и теоретика социального воспитания выразилась в разработке и внедрении идеи искусственной преграды, чтобы старое поколение, «зверообразное и неистовое в словах и поступках», лишилось возможности своим дурным примером оказывать непедагогическое влияние на молодежь. Решающим условием достижения этой цели становится особый принцип организационно-педагогического устройства – изолированность воспитанников от семьи и решающего влияния родственников, «погрязших в невежестве и пороках». В этой логике пансионы или интернаты, – закрытые, изолированные, узко сословные учебные заведения, – должны были стать той искусственной воспитательной средой, в которой под руководством просвещенных наставников, дети и юноши должны получать достойное воспитание до 18 – 20 лет, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум. Подражая Руссо, Бецкой «полагал надобность следовать по стопам натуры, не превозмогая и не переламывая ее, но способствуя ей».
Просветитель сумел внятно выразить весьма актуальное социально-политическое стремление: создать в России образованное сословие – «третий чин людей», или средний класс. Получив солидные пожалования от императрицы, Бецкой передавал их на развитие таких воспитательных учреждений. При учреждении в 1763 г. Московского Воспитательного дома он заявляет о высокой цели «произвести людей способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах». Организация воспитательных домов, мещанских училищ при Шляхетном корпусе и при Академии художеств, были призваны воспитывать сирот, давать им образование, а также имело целью создание этого «третьего сословия». На пожертвования благотворителя Прокопия Демидова в 1772 г., Бецкой основал в Москве Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей – в дальнейшем его назовут Демидовское коммерческое училище. Императрица писала, - генерал Бецкой настолько «страшно занят множеством новых учреждений и проектов, что мы его зовем детским магазином».
В 1764 году при Воскресенском Смольном женском монастыре в Петербурге И.И. Бецкой открыл Воспитательное общество благородных девиц. Знаменитый своей системой воспитания дворянских девочек Смольный институт сумел воплотить и преумножить гуманистические идеи своего основателя. Екатеринская эпоха упорно вводила в дворянский обиход такие понятия, как «человеколюбие», «чувствительность», «чувствования человеческого сердца», царица призывала к смягчению нравов привилегированного сословия.
Генерал Бецкой был назначен шефом Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, для которого разработал в 1766 г. устав, с весьма солидной учебной программой. Обучавшимся 15 лет воспитанникам предлагалось изучать целый цикл предметов: логику, математику, красноречие, физику, историю священную и светскую, географию, хронологию, латинский и французский языки и механику. Планировалось преподавать здесь «науки гражданские: нравоучение, естественное, всенародное (международное) и государственное право, экономию государственную». И еще – «науки полезные: генеральная и экспериментальная физика, астрономия, география вообще, навигацкая наука, натуральная история, воинское искусство, фортификация и артиллерия». Затем обучали «художествам, необходимым каждому»: рисование, гравирование, архитектура, музыка, танцы, фехтование, делание статуй. В кадетский корпус принимались дети 6 лет. Первые три года в недельном учебном расписании отводилось: русский язык– 6 часов, танцы – 6, французский язык – 14. Закона Божьего кадетам не преподавали. Не разделяя иноземные пристрастия Бецкого, некоторые вельможи полагали, что его учреждения «бьют на внешность» – излишне рассчитаны на внешний эффект.
В 1778 г. Сенат наградил Бецкого большой золотой медалью с надписью: «За любовь к отечеству». Однако долгой милость самодержцев не бывает. Претендовавшая на роль единственной основоположницы в деле просвещения, императрица полагала, будто Бецкой одному себе приписывает заслуги на этой стезе. Умер Бецкой в бедности.
Австрийский опыт создания народных школ вдохновил Екатерину II ввести систему народного образования в России. В 1782 г., по предложению императора Иосифа II Екатерина II приглашает Федора Ивановича Янковича де Мириево (1740 или 1741-1814) выходца из сербского рода, обосновавшегося в XV в. в Венгрии. После окончания университета г. Вены, Янкович был назначен директором народных училищ в Темешварском Банате, населенном православными сербами. Получил дворянское достоинство (1774), к фамилии его присоединили де Мириево.
В 1782 г. под председательством П. В. Завадовского образовали Комиссию об учреждении народных училищ, в состав которой вошел Янкович, который участвовал в разработке и внедрении общего плана устройства народных училищ, в подготовке учителей, а также в переводе и сочинении новых учебных руководств. По проекту Янковича народные училища разделялись на малые двухклассные, средние трехклассные, и главные четырехклассные с пятью годами обучения. В малых училищах он предполагал обучать: Закону Божию, чтению, письму, основам грамматики, рисованию, арифметике и освоить книгу: «О должностях человека и гражданина». В средних – первые два класса составляли малое училище, а в третьем преподавались: катехизис, священная история, христианское нравоучение, объяснение Евангелия, арифметика, грамматика, всеобщая и русская история и краткая география. В главных училищах к перечисленным предметам присоединялись геометрия, архитектура, механика, физика, натуральная история и немецкий язык. Екатерина намеревалась организовать преподавание различных языков по местностям (греческого языка в Новороссийской, Киевской и Азовской губерниях, китайского — в Иркутской), однако этот проект остался неосуществленным.
Согласно«Уставу народным училищам в Российской империи» (1786), народное образование было признано государственным делом. Народные училища разделялись на: главные четырехклассные, расположенные в губернских городах, малые двуклассные — в уездных и одноклассные — в селениях. Однако отсутствие средств для открытия малых училищ и недостаток учителей сдерживали развитие училищ.
В 1786 г. учительское отделение главного народного училища в Петербурге преобразовали в Петербургскую учительскую семинарию. В 1803 г. ее стали именовать учительской гимназией, а позднее — педагогическим институтом. На содержание семинарии отпускалось из казны по 10 тыс. руб. В училище было решено содержать на счет правительства «казеннокоштных» 100 неимущих учеников. В 1790-е гг. власти всячески препятствовали переходу учителей на другую службу.
В конце XVIII в. Янкович переводил и составлял новые учебники и методические пособия. Солидная часть учебников для народных училищ была написана или отредактирована им самим или под его руководством. Янкович принял активное участие в трансформации по австрийскому образцу учебных планов сухопутного, артиллерийского, инженерного корпусов, а также Общества воспитания благородных и училища мещанских девиц и частных учебных заведений.