Отвечая на вопрос мы будем исходить из
В. 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.
Педагог –общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами педагогической (образовательной и воспитательной) деятельности.
Педагогическая деятельность - деятельность, основным содержанием которой является
- воспитание,
- обучение,
- образование и
- развитие учащихся
/А ТАКЖЕ
- социализация и
- профессионализация,
- культурно-гуманистическая функция,
- охрана жизни, здоровья и
- социальная защита детей. /Никитина/.
Основные виды профессиональной деятельности педагога:
ñ преподавательская /организация процесса обучения и управление познавательной деятельностью учащихся/;
ñ воспитательная /организация воспитательной среды и управление разнообразными внеурочными идами деятельности школьников/;
ñ социально-педагогическая /социализация ребенка и его социальная защита/;
ñ культурно-просветительская /приобщение учащихся к культуре/;
ñ коррекционно-развивающая /выявление и исправление недостатков в развитии личности ученика/;
ñ научно-методическая /освоение учителем современных теорий и технологий воспитания, разработка на их основе собственных подходов, содержания, способов организации учебно-воспитательного процесса, написание научно-методических работ/;
ñ управленческая /организация различных видов деятельности школьника/.
Компоненты, функции педагогической деятельности:
ñ прогностическая функция – предвидение и прогнозирование результата педагогической деятельности и моделирование педагогического процесса;
ñ проектировочная и конструктивная – проектирование и планирование педагогического процесса;
ñ организаторская – организация своих педагогических действий и деятельности учащихся;
ñ коммуникативная – построение межличностного взаимодействия и отношений, создающих условия для организации эффективного педагогического процесса;
ñ рефлексивная – подведение итогов педагогической деятельности. /Никитина/.
С.Г.Вершловский выделяет
адаптивную и
гуманистическую функции.
Адаптивная связана с приспособлением ученика, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а
гуманистическая – с развитием его личности и творческой индивидуальности.
Педагогическая профессия:
Педагогические специальности, объединенные в профессиональную группу «Образование»:
ñ воспитатель дошкольного учреждения;
ñ учитель общеобразовательной школы,
ñ преподаватель вуза,
ñ педагог-андрагог (работающий со взрослыми людьми в системе повышения их квалификации и переподготовки)
ñ учитель - /“предметник»/ истории, математики...
ñ педагоги-дефектологи: логопед, сурдопедагог, тифлопедагог…
ñ педагог системы профессионального образования,
ñ педагог системы дополнительного образования…
ñ педагог-психолог,
ñ социальный педагог,
ñ гувернер,
ñ воспитатель детского дома,
ñ организатор досуга для детей,
ñ воспитатель группы продленного дня…
Особенности педагогической профессии:
ñ Принадлежит к группе профессий «человек-человек».
ñ Преимущественно управленческий характер: организация учебной и внеучебной деятельности учащихся.
ñ Основное содержание – взаимоотношения с людьми.
ñ Гуманистический, творческий, духовный характер.
ñ Длительный, долговременный и непрерывный характер педагогической деятельности. Отдаленность и, часто, непредсказуемость ее результатов.
Негативные стороны:
- низкая заработная плата,
- строгая регламентация поведения и деятельности учителя,
- повышенные требования к его нравственному облику,
- большие нервные затраты /В.С.Кукушин/.
Позитивные стороны деятельности педагога в современных условиях.
- возможность профессионального роста,
- богатство социальных связей,
- разнообразие форм труда,
- возможность удовлетворить высшие человеческие потребности – творческие,
- творческая самостоятельность,
- гуманистический характер профессии,
- летний срок отпуска, длительный отпуск.
В. 2. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ.
Учителя как субъекта педагогической деятельности можно рассматривать сквозь призму его
ñ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ,
ñ педагогических способностей,
ñ педагогического мастерства,
ñ профессиональной культуры
ñ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ
Отвечая на вопрос мы будем исходить из
/А/ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА и
/Б/ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ.
А. В современной педагогической литературе используются два близких по смыслу термина:
*Компетенция — знания, опыт в той или иной области;
*Компетентность — умение мобилизовать в нетипичной /!!!!!/ ситуации, (в ситуации неопределенности) имеющиеся знания и опыт для решения жизненных, профессиональных, учебных проблем.
ИЛИ:
Компетентность - высокий уровень квалификации и профессионализма специалиста, способность применить усвоенное на практике, в реальной жизни.
Проанализировав профессиональные компетенции педагогической деятельности, представленные в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности», мы выделили следующие характеристики педагога, а также знания и умения, которыми он должен обладать, чтобы эффективно решать педагогические задачи.
*Личностные качества: педагогический такт, чувство юмора, справедливость, доброта...
а также:
Эмпатийность — способность поставить себя на место другого человека, понять его, сопереживать ему.
Социорефлексия — способность видеть себя со стороны, оценивать себя и свои действия, анализировать движущие силы своих поступков и поступков других людейэ
Самоорганизованность— способность организовать свою деятельность.
Общая культура: жизненные установки и ценностные ориентации, а также: интеллигентность, нравственность, гуманизм.
Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников).
Умение перевести тему урока в педагогическую задачу.
Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.
*Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности.
*Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников).
*Уметь преподавать. /методы.../
*Знать предмет. (компетентность в предмете преподавания).
*Знать и понимать учеников (их возрастные, индивидуальные и гендерные особенности);
понимать природу коллектива (структуру, этапы развития...)
Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы.
*Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы.
*Умение принимать решения в педагогических ситуациях.
*Умение устанавливать субъект-субъектные отношения.
*Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников).
*Умение реализовать педагогическое оценивание.
++++++++++++++++++++++++++++++
Б. ПРОФЕССИНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА (предлагают принять к сентябрю 2014 года)