Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация

Педагогическими категориями называют осн. пед. понятия, к кот. относится воспитание, самовоспитание, социализация, образование, обучение. Одним из осн. понятий в пед. науке является понятие "воспитание". Это понятие можно сформулировать как целенапр. и орган. процесс формирования личности. Понятие воспитания можно охарактеризовать с пед. или соц. точки зрения.

Социальное воспитание - это главным образом использование многол. опыта предков. Приобщение к достижениям человечества в науке и искусстве, общении с природой и пребывании в обществе себе подобных. Опыт предш. поколений постоянно преумножается и видоизменяется под воздействием времени, но всегда, несомненно, важную роль играет в воспитании новых поколений. Воспитание, являясь необх. атрибутом развития общества, имеет ист. характер. Под воздействием воспит. работы формируется и прогрессирует общество, создавая в свою очередь благопр. условия для создания воспит. системы, основной на традициях оного. Воспитание тесно связано с соц. –полит. структурой общества, игр. опр. роль в прогнозировании результата воздействия. В совр. обществе воспитание происходит как целенаправленно, так и случ. образом. Существует множество институтов, одной из главных целей кот. является именно напр. воспит. деятельность, к ним относится семья, раб. коллективы, общеобраз. учреждения. Кроме этого, существует множество источников информации, выполн. поб. Воспит. функцию и, тем не менее, они играют немалов. роль в процессе становления личности. К таким источникам относится телевидение, радио, худ. литература и т. д. Под воздействием воспитания посредством общ. институтов у человека формируется опр. отношение к окр. миру, возникают цели и принципы, нравств. ценности.

В условиях такого количества воспит. факторов, действия их должны быть приведены в отн. соответствие и отвечать единой цели воспитания. В спец. общеобраз. учреждениях под воспитанием понимается опр., целенаправленное, управл. воздействие на человека со стороны педагогов и коллектива с целью формирование у человека зад. качеств и напр. на решение конкр. воспит. задач. С другой стороны, в воспит. цели входит и формирование нравств. ценностей каждого человека в отдельности с ориентиром на его внутр. мир.

Воспитание не ограничивается лишь вн. воздействиями на чел. личность, важн. качеством человека является его способность к самовоспитанию. Говорить о самовоспитании можно только с опр. возраста. Уже в младшем школ. возрасте ребенок начинает осознавать себя, как отд. личность, в результате чего возникает неудовлетворенность некот. субъект. качествами, что в свою очередь рождает мотивацию к самоизменению, побуждает к проявлению воли. Ребенок, подросток, взрослый человек постоянно преодолевает неприемл. на его взгляд черты характера, привычки, пристрастия, стремиться приблизиться к идеалу в своем понимании. Задача педагога в данном случае оказать помощь в этом стремлении и осуществлении процесса самовоспитания.

В отличие от воспитания, явл. целенапр. воздействием на человека, социализация происходит в результате стих. взаимодействия человека с окр. миром. Процессом социализации движет с одной стороны желание человека жить в обществе, быть принятым им и занимать в нем опр. место. С другой стороны каждый человек стремится быть отдельной, независимой, знач. личностью. Это стремление не только стимулирует индив.развитие человека, но и обуславливает влияние субъекта на общество, заставляя его тем самым непрерывно прогрессивно развиваться. Средства социализации зависят от возраста и соц. окружения человека.

Образование - это процесс восприятия, усвоения и умения использования комплекса систематиз. знаний. Различают дошкольное образование, общеобраз. школу, проф. – техн. образование, среднее спец. образование, высшее образование, послевуз. образование, повышение квалификации и переподготовки кадров. Каждый тип образования имеет свою специфику, свои методы и предполагает разную подготовку пед. состава для осуществления процесса образования. На разных этапах образования преследуются опр., соотв. возр. и психол. особенностям учеников цели. В общем смысле процесс образования подразумевает овладение человека опр. навыками и умениями в какой-либо области, развитие мышления, способности к самообразованию. В результате образования должна быть сформирована личность, не просто облад. опр. набором знаний в опр. области, но умеющая применить получ. знания для квалиф. Проф. деятельности, пополнять недост. элементы системы знаний с помощью лог. рассуждений и выводов из практ. деятельности. Образ. система во многом зависит от общества, в кот. она существует, а общество так же находится в непоср. зависимости от гос. системы образования, объясняется это тем, что в результате образования развиваются и такие личн. качества как интеллигентность, нравственность, эмоц. устойчивость.

Одной из осн. категорий педагогики является обучение. Обучение является аппаратом образования, то есть для обеспечения человека должным образованием нужно хорошо и правильно обучать его.

Обучение - это налаженный, отрегулированный, целенапр. процесс взаимодействия учеников и учителей, характ. акт. взаимодействием обеих сторон. С точки зрения учеников, обучение - это процесс восприятия материала, освоения новых знаний, приобретения навыков и умений. Учитель же со своей стороны принимает на себя руковод. роль, определяя систему изложения прогр. материала, способы донесения информации до учеников в дост. виде, опираясь на возрастные, социальные и другие особенности обучаемых. Сущ. элементом обучения является возбуждение интереса у учеников к предл. для усвоения материалу, активизация и стимулирование учебно-позн. деятельности последних. Понятие обучение имеет тесную связь не только сообразованием, но и с воспит. деятельностью. Обучая, педагог еще и воспитывает своих учеников, прививая им попутно, в результате личн. взаимодействия идеологические, нравственные, мировоззр. установки.

Наши рекомендации