Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования
Методы исследований - это способы познания объект. реальности, явл. средством получения и анализа информации об объекте исследований.
Сущ. фактором развития педагогики является пост. пополнение и совершенствование методов ее исследования. Обогащение пед. науки новыми методами происходит во многом благодаря тесной связи ее с другими науками. В Отношении исслед. деятельности педагогики наблюдается пост. прогресс. Изначально пед. мысли и умозаключения возникали на основе филос. –социол. теорий. Но, начиная с XVIII в., содержание пед. науки стало пополняться за счет теорет. выводов на основе практ. наблюдений. Крупн. деятелями такой пед. практики того времени являются Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. Спец. орг. пед. эксперименты с целью выявления закономерностей в процессах воспитания и обучения начали производиться в XIX веке. И уже к началу XX в. термин пед. эксперимент принял оформл. определение и получил шир. распространение. Видными представителями эксперим. педагогики были нем. и амер. ученые В. Лай и Э. Мейман, С. Холл, Э. Торндайк.
Процесс исследований для получения достов. данных должен быть построен соотв. образом. Во многом его содержание определяет понимание сущности изуч. явлений, правильность кот. обеспечивает философия.
В пед. науке исслед. деятельность имеет опр. специфику, обусл. неоднозначностью протекания пед. процессов. В отличие от других наук, в пед. практике невозможно обеспечить равные условия неск. экспериментов. За счет того, что постоянно изменяется "материал" и условия эксперим. деятельности, результаты тоже будут различаться. Ведь достаточно изменить один мал. компонент в проведении эксперимента и состав извл. информации может значительно измениться. В этом случае, правдивость получаемых данных достигается за счет колич. составляющей исследований и обобщения получ. результатов. При проведении исслед. деятельности в педагогике следует строго придерживаться морально-этич. правил по отношению к объектам экспериментов. В ходе пед. процессов очень важно не нанести ущерб здоровью и развитию учеников, что достигается тщат. продуманностью в планировании, проведении и организации эксперим. Пед. деятельности.
В наст. время существует целая система пед. исследований, к кот. относятся: пед. наблюдение, исслед. беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, пед. эксперимент, изучение и обобщение перед. пед. опыта, социол. методы исследования, матем. статистика, теорет. анализ пед. идей и др.
Педагогическое наблюдение - наиболее простой и дост. метод исследования. Он позволяет изучать восприятие испытуемыми пед. воздействий в условиях ест. среды. При осуществлении такого метода четко определяется направление и объект исследований, тщательно фиксируются результаты наблюдений с посл. их переработкой с целью заключ. вывода. Наблюдение может быть эффективным при его систематическом, орган. и масс. применении, а так же нуждается в синтезе с другими методами пед. исследования в силу того, что имеет поверхн. характер и не имеет доступа к внутр. содержанию пед. явлений.
Пед. беседа является доп. методом пед. исследований. В ходе специально напр. беседы выявляются отношения обеих сторон пед. деятельности к тем или иным пед. фактам. При правильном, тщательно продум. содержании вопросов можно выяснить причины проявления акт. интереса или отсутствия такового у учеников, раскрыть зависимость качества восприятия материала от эмоц., творч. подхода к его изложению учителя. Для получения наиболее полной и достов. информации, пед. беседа должна быть построена по опр. правилам и проводиться квалиф. специалистом. Процесс беседы не имеет универс. характера, а корректируется с учетом личн. особенностей объекта исследований, необходим прод. заранее план, элементы кот. могут варьироваться в процессе беседы, в зависимости от ситуации и желания собеседника отвечать на предл. вопросы, обсуждать ту или иную тему. Пед. беседа не всегда имеет успех и не является достов. источником пол. информации, так как нет уверенности в правдивости излаг. собеседником мыслей и фактов.
Изучение опыта – традиц., широко исп. метод пед. исследований. Он заключается в изучении и анализе практ. опыта ист. и совр. педагогов и школ, дост. уст. полож. результатов своей деятельности. При использовании этого метода осн. внимание уделяется подходам и методикам, расх. с уст. госп. канонами пед. теории и практики. Зачастую, эмпирически возн. способы обучения или воспитания приводят к прогрессу в достижении осн. целей педагогики. Но если такие пед. приемы останутся скрытыми от пед. науки в целом, не подвергнутся анализу и теорет. обоснованию, они не будут иметь научной ценности и не получат шир. практ. применения. Из этого следует, что изучение опыта - очень важный и прод. метод пед. исследований, неизменно соп. развитию пед. науки в целом.
Изучение школ. документации и продуктов деятельности учащихся позволяет устанавливать многие важн. взаимосвязи, оказ. влияние в дальнейшем на составление учебных планов и программ. Главными источниками информации данного метода являются классные журналы, чит. формуляры, конспекты лекций, расписание занятий, календ. и поурочные планы педагогов, ведомости успеваемости, тетради учеников. Изучая переч. материалы можно определить влияние организации учебного процесса на успеваемость и состояние здоровья обучаемых, роль оценки успеваемости, как стимула к обучению, сопоставить содержание учебного материала с творч. активностью учеников, получить представление об интересах посредством анализа выбир. литературы.
К социолог. методам пед. исследований относятся анкетирование, рейтинг, метод комп. оценок. Эти методы эффективны за счет массовости своего характера. Например, с помощью анкетирования можно за сравн. небол. промежуток времени произвести опрос достаточно большого количества людей, выяснить, таким образом, отношение сразу ко многим пед. фактам и произвести компл. анализ. Рейтинг - оценка испытуемыми тех или иных процессов и явлений в пед. практике. Близкое к рейтингу понятие метода комп. оценок предполагает оценку поведения, восприятия учебного материала, проявления творчества и активности учеников комп. лицами, т. е. педагогами.
Пед. тестирование в наст. время получило широкое распространение во всех видах учебных заведений. Можно выделить два направления проведения тестов: определение скорости и определение мощности. В первом случае, время тестирования строго ограничено, при этом раскрывается способность учеников быстро ориентироваться в ситуации, умение переключаться с одной темы на другую, возможность использования одновременно неск. способов мышления. По тестам мощности, где времени на ответы отводится достаточно много, определяется глубина и основательность знаний тестируемых, а скорость роли не играет.
Методы математ. статистики имеют количественный характер и используются для колич. анализа собр. информации. С помощью этого метода удается установить проц. соотношения разл. показателей и на основании этого принять меры к усовершенствованию опр. сторон пед. деятельности. Колич.или математ. методы в педагогике являются аппаратом для прогнозирования, моделирования, компьютеризации пед. процессов.
Содержание образования, как фундамент базовой культуры личности
Для усп. осуществления образ. процесса большое значение имеет само содержание образования. Так как образование имеет целью не только интеллектуальное, но так же морально-эстет. развитие человека, содержание образования можно условно разделить на две части. Первая включает комплекс системат. научных, проф. – напр. знаний, умений и навыков, а так же методы обучения полноценного и прав. использования их в будущей проф. деятельности. В качестве содержания второй части образования выступает государственная политическая и культурная идеология, социальный статус общества, исторический опыт и нравственно-эстетические идеи.
Определение содержания образования - непростая задача. История формирования и развития педагогической науки знает немало ошибок, отрицательно сказывающихся на становлении личности человека из-за неполного или избыточного, отстающего от современного состояния науки или несоответствующее возрастным особенностям учеников содержания образования. Существует несколько факторов, оказывающих влияние на постоянно изменяющееся содержание образования. Важнейшим фактором являются потребности общества. Раньше, например, школьная система образования включала лишь изучение основ математики, чтение и письмо. С развитием науки и расширением духовной жизни общества менялось и содержание образования. Развитие производства требовало от образовательной системы подготовку специалистов более высокого класса, что, безусловно, обогащало и расширяло содержание образования. Другим фактором, повлиявшим на содержание школьного образования, послужило изменение в социальной сфере общества, обусловленное изменением политической идеологии общества. До определенного времени считалось, что образование могут получать только избранные люди, принадлежащие к определенным слоям общества.
Еще одним значительным фактором является субъективное влияние самого педагога на содержание образования посредством методов, приверженцем которых он является. Многое зависит от трактовки вопроса о развитии умственных способностей учеников.
В педагогической науке разработана целая система требований к содержанию школьного образования. Один из пунктов системы указывает на то, что содержание образования должно быть направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Именно по этой причине в школьную программу включены не только предметы, дающие знания научных основ, но и такие дисциплины как физкультура, музыка, труд, изобразительное искусство. Второй пункт свидетельствует о гражданско-патриотической и идеологической направленности образования школьников. Важным требованием к содержанию школьной образовательной программы является построение материала на строго научной основе. Это значит, что школьникам должны предлагаться для усвоения, только твердо устоявшиеся и проверенные научные факты. Необходимо так же постоянно пересматривать и при необходимости обновлять и пополнять содержание образования в соответствии с современным положением науки, политического состояния государства, социального статуса общества. Содержание образования должно строиться с учетом взаимосвязей между отдельными предметами, а внутренняя структура содержания каждой дисциплины должна представлять собой систему знаний, основанной на логике, присущей той или иной науке. Последнее требование заключается еще и в том, чтобы ученики понимали, что все науки имеют непосредственную или косвенную связь друг с другом и составляют систематизированную совокупность, а не простой набор разрозненной информации. Любое образование должно сочетать теоретические основы и практические навыки и должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Школьное образование должно в полной мере обеспечивать ученика знаниями и умениями достаточными для следующего этапа получения образования.
Направление развития в содержании образования долгое время носило характер дифференциации, однако, предполагая постоянное увеличение количества изучаемых предметов, она не может быть безграничной. Поэтому в настоящее время все большее значение приобретает интеграция учебных дисциплин, имеющих близкую направленность и смежные цели. Основами современной образовательной системы являются гуманизация, интегрирование, наиболее полное использование мировых научных и культурных достижений, широкое применение информационных технологий и достижений современной техники. Содержание современного образования все больше насыщается гуманитарной составляющей учебного материала. Основной идейной линией гумманитаризации является то, что каждому человеку, независимо от его профессии и вида деятельности, необходимо иметь представление об истории и географии своей страны и мира в целом, знать родной язык и литературу.
Гуманизация образования заключается в перестройке содержания образования с акцентом на личностно ориентированное мировоззрение. Преподавание дисциплин ведется с учетом человеческого фактора. Каждый предмет преподносится с позиции конкретного применения в целях усовершенствования уровня человеческой жизни. Гуманистическое образование направлено на формирование оптимистических взглядов на жизненный процесс, навыков самоорганизации и саморегуляции поведения.
В условиях современного состояния экологической ситуации в мире, в систему образования включены дисциплины, имеющие основной целью развить у человека представлении о неразрывности существования человека с природой. Важно привить обучаемым понимание мира как гармоничное сосуществование человеческих достижений с природными богатствами, развить соответствующую культуру пользования природными ресурсами.
Использование мировых научных и культурных достижений предполагает периодическое пополнение и видоизменение содержания образования в соответствии с мировыми переменами в различных научных и культурных областях. Значительное влияние на весь образовательный процесс оказало развитие в области информационных технологий. Большие темпы этого развития и широта применения его результатов, привели к созданию во многих учебных заведениях не только новых дисциплин, но и новых организационных подразделений: кафедр, вычислительных центров, компьютерных курсов и т. д. Использование современных информационных технологий, главным образом посредством компьютеров, значительно ускорило и упростило процесс образования и самообразования личности, сделало его более доступным (дистанционное образование).