Семинар 6. Развивающее и воспитывающее обучение в теориях И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И.Ф. Гербарта, Р.Оуэна, Д.Локка, Ж.Руссо
Вопросы для обсуждения
1.Цели и задачи обучения и воспитания в педагогических теориях И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта.
2.Принципы обучения и воспитания в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта.
3.Содержание, ход и методы обучения по И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта.
4.Значение педагогической теории и практики И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта для современной школы.
Задание: заполните таблицу
Автор | Цели образования и обучения | Принципы обучения и воспитания |
Темы докладов и выступлений
1.Проблема соединения обучения с трудом в теории и практике И.Г. Песталоцци.
2.Взгляды И.Г. Песталоцци и А. Дистервега на развивающее обучение.
3.А. Дистервег о формальном и материальном образовании.
4.Идея развития многостороннего интереса в трудах И.Ф. Гербарта.
5.Философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания в трудах И.Ф. Гербарта.
Вопросы для обсуждения:
- Какие изменения претерпел принцип природосообразности в педагогических учениях Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Песталоцци, А.Дистервега, Р.Оуэна.
- Где должно осуществляться образование и чему необходимо учить детей, по убеждению Д.Локка, Ж.Руссо и т.д.? Случайны ли различные решения этих вопросов?
- Как развивалась идея трудового воспитания в учениях западноевропейских педагогов?
- Раскройте содержание теории элементарного образования И.Песталоцци.
- В чем заключается прогрессивность взглядов в социально-педагогической практике Р.Оуэна?
- Охарактеризуйте взгляды французских материалистов XYIII века на роль воспитания в формировании личности.
Учебные ситуации.
1. "9/10 людей становятся тем, что есть благодаря воспитанию". Прокомментируйте это утверждение Д.Локка.
2. И.Песталоцци в методику элементарного образования вводит три элемента. Назовите и оцените их.
3. Структура урока, по Гербарту, складывается из четырех элементов: ясность, ассоциация, система и метод. Оцените эти этапы и раскройте их содержание. Какие этапы считаете необходимым снять или дополнить и почему?
4. Вы включаете ребенка в производительный труд с 10-ти летнего возраста. Кроме того, предлагаете ему одновременно приобретать теоретические знания.
Оперируя взглядами на трудовое воспитание у Песталоцци и Оуэна, раскройте положительные и отрицательные стороны данных подходов
Литература
Основная литература
1.Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике; Общая педагогика выведенная из целей воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.
2.Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.
3.Ответы на девять вопросов Гербарта // Изб. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1
4.Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода; Лебединая песня // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.
5.Песталоцци И.Г. Метод (Памятная записка) // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1 Как Гертруда учит своих детей // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1
Дополнительная литература
1.Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940. 292с.
2.Главнейшие педагогические сочинения И. Гербарта о систематическом извлечении / Пер. с нем. А.Ф. Адольфа. С очерком жизни и деятельности Гербарта. М., 1966. 365с.
3.Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг; Общая ред. Е.Н. Медынского. М., 1956. 374с.
4.Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. М., 1981. Т. 1 . 336 с. Т.2. 416с.
5.Пинкевич А.И., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику. М., 1927. 116с.
6.Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XIX – начале XX в. М., 1976. 296с.
Рекомендуемая литература:
1. Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 1-2 - М.: Мысль, 1985.
2. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. - М.: Педагогика, 1981.
3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения /Сост. В.А.Ротенберг. Общая ред. Е.Н.Медынского. - М.: Учпедгиз, 1956.
4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. /Под ред. В.А.Ротенберг, В.М.Кларина. - М..: Педагогика, 1981.
Семинар 7.
Тема: Просвещение на Руси в X-XVII вв. Воспитание и образование в России XYIII века. Образовательные проекты Петра I.
План
Вопросы для обсуждения:
1. В чем состояли особенности начального периода развития просвещения на Руси?
2. Какими были идеалы воспитания?
3. Что являлось характерным для школьного обучения?
4. Каковы особенности школ различных типов и характер обучения в них?
5. Как соотносились между собой цели семейного и школьного воспитания?
6. Как организовывалось трудовое воспитание детей?
7. Каково значение указов Петра I для истории российского образования?
8. В чем заключается историческое значение документа об учреждении гимназии при Московском университете?
9. Какими новыми чертами отличалась школа, созданная в начале XYIII века?
10. Охарактеризуйте принципы организации школ, содержание обучения.
11. Какие трудности возникли в развитии школ?
12. Проанализируйте план И.И.Бецкого "О воспитании обоего пола юношества".
13. Проведите сравнительный анализ уставов привилегированных учебных заведений XYIII века.
14. В какой степени педагогические идеи И.И.Бецкого отражают официальную политику Екатерины II.
15. Что общего вы находите в деятельности выдающихся отечественных просветителей XYIII века?
16. Какие педагогические идеи, высказанные ими, представляются значимыми для практики трудового воспитания и в наши дни?
- Законспектируйте материал, характеризующий состояние просвещения в России XYIII века.
- Составьте перечень педагогических событий и дат XYIII века.
- Выявите ситуации успеха и факторы, способствующие реализации педагогических замыслов М.В.Ломоносовым, И.И.Бецким, Ф.И.Янковичем де Мириево, Н.И.Новиковым.
Рекомендуемая литература.
0 Древне-русская педагогика X-XII вв. СПб.: РГПУ, 1997.
1 Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб., 1915.
Терентьева А.В. История отечественного образования. СПб.: РГПУ, 1996
0 Демков М.И. История русской педагогии. Ч. II. М., 1910.
1 Ключевский В.О. Соч. в 9 т. Т. IX, М., 1990.
2 Латышина Д.И. История педагогики. М.: Форум,1998.
3 Терентьева А.В. История отечественного образования. СПб.: РГПУ, 1996.
Семинар 8. К.Д. Ушинский – учитель русских учителей (1824-1870).Педагогические концепции, теории и воплощение их в практике воспитания и образования
Вопросы для обсуждения
- Что было характерным для официальной правительственной политики в области просвещения XIX века?
- Что нового внесло в деятельность школ и учителей общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX века?
- Основные даты и события в просвещении изучаемого периода.
- Каким целям воспитания отвечала деятельность закрытых заведений?
- В чем заключалась успешность воспитания лицеистов? Какие выводы следуют из знакомства с их биографиями?
- Что из опыта воспитания в закрытых учебных заведениях заслуживает внимания и сегодня?
- Учителя, гимназисты в художественной литературе. Портреты народных учителей.
- Какие цели преследовало женское образование и с какими трудностями оно сталкивалось?
- Какие традиции женского образования и воспитания утрачены и стоит ли их возрождать сегодня?
- Известные деятели педагогического образования.
- Каким вам представляются принципы жизни, которые определил для себя К.Д.Ушинский?
- Народность в воспитании; педагогика - наука и искусство воспитания. Охарактеризуйте содержание этих положений.
- Какие стороны идеи трудового воспитания по Ушинскому представляются особенно актуальными сегодня?
- Как организовать труд в школе, используя педагогические взгляды К.Д.Ушинского?
- Какие идеи Ушинского представляются вам невостребованными?
- В чем характерная особенность педагогики Л.Н.Толстого?
- Почему дети у Л.Н.Толстого оказались способными к творчеству? Какие условия влияли на развитие детского творчества?
- Какими педагогическими заповедями руководствовался Л.Н.Толстой?
Темы докладов и выступлений
1. Жизненный путь К.Д. Ушинского, ярославский и петербургский периоды.
2. Приоритет нравственного воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского.
3. Труд в его психическом и воспитательном значении.
4. Учебные книги К.Д. Ушинского.
5. К.Д. Ушинский об учителе и его подготовке.
Законспектируйте работу К.Д.Ушинского "Труд в его психическом и воспитательном значении".
Литература
1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 1-11. М., 1948-1950.
2. Ушинский К.Д. Пед. сочинения: В 2 т. М., 1974.
3. Струменский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского (биография). М., 1960.