Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей
Инструкция
Выразите, пожалуйста, свое отношение к приведенным суждениям. Если Вы согласны с суждением, поставьте, пожалуйста, знак «+»; если Вы согласны лишь отчасти, то знак «+ -»; если Вы не согласны, то поставьте знак «-».
Анкета
Результаты анкетирования необходимо внести в представленную ниже таблицу по следующей схеме: вместо знака «+» вписать 1, вместо знака «+-» вписать 0,5, а вместо знака «-» вписать 0.
№ | Суждение | Ваш ответ |
Как учитель, глядя в будущее, я испытываю сомнения и безнадежность | ||
Обстоятельства на работе складываются совершенно не так, как бы мне хотелось | ||
Я плохо понимаю, как я должен воспитывать своих учеников | ||
У меня сейчас больше проблем, чем у многих других учителей | ||
Я хочу лучше разбираться в жизни | ||
Я пытаюсь влиять на педагогический процесс в школе | ||
Часто в трудностях учитель обретает смысл своей профессиональной деятельности | ||
Я стараюсь обсудить с другими учителями свои проблемы | ||
Мне трудно и неинтересно осваивать новые знания по предмету | ||
Часто после работы я чувствую себя очень усталым(ой) | ||
То, что раньше было для меня так важно, совершенно перестало быть таковым сейчас | ||
К сожалению, ученики плохо понимают меня | ||
Я считаю необходимым подвергать анализу свои профессиональные взгляды и позиции | ||
Я всегда могу придумать на уроке что-либо такое, что позволит реализовать мою задумку, идею | ||
Я знаю, что имеет высший непреходящий смысл и как я могу реализовать его в своей профессиональной деятельности | ||
Я с уважением отношусь к ученику, к его уникальности и проблемам | ||
Я не вижу серьезной необходимости обновлять используемые методы работы | ||
Раньше у меня было больше шансов добиться успеха, чем теперь | ||
Все чаще я перестаю видеть положительные результаты своей профессиональной деятельности | ||
То, что я делаю, коллеги часто понимают совершенно неверно | ||
Я люблю знакомиться с новым взглядом на вещи, с иной позицией | ||
Я всегда могу найти время на радость, даже на уроке | ||
Я хочу, чтобы людям жилось лучше, и знаю, что это зависит и от меня | ||
Я люблю праздники в школе, когда все ученики и учителя чувствуют единение | ||
Я не знаю, что будет дальше, но мои отношения на работе слишком мало устраивают меня | ||
Постоянные заботы, дела. У меня практически не остается времени на личную жизнь | ||
Я требую от учеников, чтобы они знали то, что я им даю, хотя часто думаю, что им это вряд ли пригодится | ||
Жизнь часто бывает ко мне несправедлива | ||
Мое мнение о мире изменяется на протяжении жизни | ||
Я верю, мне хватит внутренних сил, чтобы преодолеть сложности жизни | ||
По-моему, не следует придавать слишком большое значение ошибке, которую совершает человек. Важно найти способ исправить ее | ||
Я обдумываю с разных позиций себя, свое поведение. Часто я пытаюсь понять, как меня видят мои ученики, учителя, родители учеников | ||
В нашей школе вряд ли могут произойти позитивные изменения | ||
У меня есть задумки, но нет возможностей, чтобы реализовать их | ||
Я хочу, чтобы моя работа меньше затрагивала мое личное время | ||
Мои профессиональные проблемы кажутся другим незначительными | ||
Я знаю много людей, умело решающих проблемы самореализации в профессии | ||
Если обстоятельства на работе не благоприятствуют мне, я вполне реализую себя в частной жизни, в своих хобби и увлечениях | ||
Каждый человек может поставить перед собой цель, работать и добиться успеха | ||
Я стараюсь обращать внимание на успехи ученика, а не выискивать его недостатки | ||
То, что будет в будущем с моими учениками, мало зависит от меня | ||
Меня не устраивают роли, которые заставляет играть жизнь | ||
Я легко могу поменять свою работу | ||
Все меньше я вижу вокруг себя умных и справедливых людей | ||
Если я вижу, что мои действия не приводят к положительному результату, я могу остановиться и начать все совершенно по-другому | ||
В жизни есть много прекрасных сторон, и деньги определяют очень мало | ||
Я люблю своих учеников и обретаю в работе смысл и радость | ||
Я открыто раскрываю коллегам свои проблемы, и они делятся со мной своими проблемами | ||
Я испытываю тревогу, когда задумываюсь о своей работе в школе | ||
Для меня важно получать за свою работу большие деньги | ||
Я не знаю, что сегодня правильно, а что нет | ||
Другие учителя видят в работе больше положительных результатов, чем я | ||
Чтобы учить детей, человек должен иметь представление о разных сторонах жизни | ||
От моего мнения и предложений зависит то, что делается в школе | ||
Я умею находить в своей жизни и в работе интересные, положительные моменты | ||
Меня волнуют интересы моих учеников, то, что они думают, чем живут, о чем переживают |
Интерпретация результатов
Первые четыре столбца характеризуют представленность кризисогенных факторов.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | ||||||||
воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет | воп-рос | от-вет |
Итого | Итого | Итого | Итого | Итого | Итого | Итого | Итого |
Первый столбец (А) — фактор отсутствия перспективы.
Второй столбец (Б) — фактор негативного влияния внешних обстоятельств.
Третий столбец (В) — фактор потери смысла жизни.
Четвертый столбец (Г) — фактор отчуждения.
Для учителя, находящегося в кризисном состоянии, характерны высокие значения этих факторов. Он отчуждается от других людей, считает, что его плохо понимают. Такой педагог считает, что внешние обстоятельства негативно влияют на его жизнь и он не в состоянии самостоятельно определять свои жизненные ориентиры. В результате педагог перестает интересоваться новым, не стремится развивать себя. Следующие четыре столбца характеризуют представленность факторов преодоления кризисов.
Пятый столбец (Д) — фактор ориентации на новое, интенции на развитие.
Шестой столбец (Е) — фактор обретения самоконтроля.
Седьмой столбец (Ж) — фактор обретения целей.
Восьмой столбец (З) — фактор открытости миру.
Для учителя, способного эффективно преодолевать профессиональные кризисы, характерно высокое значение этих факторов. Такой педагог открыт людям, миру, его тревожат не только свои проблемы, но и проблемы других людей, которые он стремится решать. Поэтому учитель постоянно работает над собой, интересуется новой информацией. Все это позволяет ему лучше осознавать себя и вырабатывать четкие цели, принимать решения и следовать им. Такой человек обретает самоконтроль, он преодолевает внешние обстоятельства и эффективно реализует себя в жизни.