Пути, ведущие к свободе

Решение реальных проблем. Кажется вполне ясным, что в процессе такого обучения, о каком мы ведем речь, ученики должны сталкиваться с материалом, имеющим для них самих значение и смысл. В нашей культуре мы стараемся оградить детей от любых проблем реальной жизни, и такая изоляция порождает трудности. Если мы желаем, чтобы наши ученики стали свободными и ответственными людьми, то мы должны желать для них столкновения с проблемами.

Со стороны любого учителя было бы очень мудро выяснить у учителя, какие проблемы для них значимы и одновременно соответствуют изучаемому курсу. Поскольку ученики в школах изолированы от проблем, вероятно, следовало бы сталкивать их с ситуациями, которые впоследствии могут превратиться для них в настоящие проблемы. Вполне возможно создать условия, которые захватывают учеников и заставляют каждого столкнуться с проблемой.

Молодые люди имеют высокую внутреннюю мотивацию. Многие элементы окружающей среды бросают им вызов. Они любознательны, жаждут открытий, стремятся к знанию, желают решать проблемы. Печальная сторона обучения состоит в том, что наши дети, проведя несколько лет в школе, почти утрачивают изначальную внутреннюю мотивацию. Тем не менее мотивация остается, и наша задача как фасилитатора учения состоит в том, чтобы нащупать эту мотивацию, выяснить, какие вопросы представляются реальными молодым людям, и обеспечить им возможность решать эти вопросы.

Обеспечение ресурсов.Учителя, больше нацеленные на фалитацию учения, нежели на преподавание, организуют свое время и усилия совсем иначе, чем обычные учителя. Вместо того чтобы тратить массу времени на подготовку планов уроков и лекций, учителя-фасилитаторы сосредоточиваются на обеспечении разнообразных ресурсов, позволяющих ученикам учиться опытным путем сообразно их нуждам. Эти учителя также занимаются тем, чтобы сделать эти ресурсы доступными, обдумывая и упрощая те практические и психологические шаги, которые учащимся следует предпринять, чтобы ими воспользоваться. Например, учитель сообщает, что такая-то книга есть в библиотеке. Но учащийся может прийти в библиотеку и обнаружить, что книга на руках. Не каждому хватит заинтересованности или терпения дождаться, пока книга будет возвращена. Если в классе устроить полку с книгами и печатными материалами, то одновременно с количеством прочитанного многократно возрастет и стремление удовлетворять с помощью библиотеки индивидуальные нужды.

Под ресурсами я имею в виду не только книги, статьи, рабочее помещение, лаборатории и оборудование, инструменты, карты, фильмы, звукозаписи и т.п. Я имею в виду также специалистов, которые могут принять участие в учебном процессе и заинтересовать учеников. Как правило, среди местной общественности находятся люди, которых можно пригласить для освещения определенных проблем, важных для учеников. Однако несомненно, что самый важный ресурс – это учитель. Позволяя ученикам познать самих себя как людей, делая доступными для них знания и опыт, учитель способен оказать им помощь без принуждения. Фасилитатор может подчеркнуть определенные сферы своей компетенции, и учащиеся могут рассчитывать на его помощь в этих областях. <…>

Литература

Демократизация образовательного процесса в школе: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 2007.

Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ. М., 2009.

Дьюи Д. От ребенка – к миру, от мира к ребенку / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 2009.

Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 1995.

Юодайтите Л. Современный педоцентризм: горизонты надежд // Педагогика. 2000. № 8.

Тема III

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Образовательная среда. Образовательное (воспитательное) пространство. Средовой подход в образовании.

Педагогическое проектирование. Проектирование образовательной среды. Образовательная система.

Воспитание и обучение через образовательную среду.

Основные понятия: образовательная среда, средовой подход в образовании, образовательная система, педагогическое проектирование.

Занятие 7

Лекция "ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"

Цель лекции.Способствовать формированию у студентов понимания значения создания образовательной среды как особого устройства окружения ребенка для педагогического управления его развитием.

Материалы к лекции. Выдающаяся роль среды в образовании человека со времен Платона осознается и осмысливается педагогической мыслью. Обучение и воспитание через особое устройство и организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование одним из наиболее эффективных принципов педагогики. Образовательная (воспитывающая и обучающая) среда составляет то воспитательное пространство, в котором осуществляется педагогически организованное развитие личности. Средовой подход в образовании ориентирует учителя и воспитателя не только на организацию непосредственного педагогического взаимодействия, но и на педагогически целесообразную организацию всего пространства жизни ребенка и выстраивание на этой основе системы педагогических взаимоотношений с ним.

Отмечая, что "в категориальный аппарат педагогики постепенно входит понятие воспитательное пространство", Л.И. Новикова понимает воспитательное пространство как особую педагогическую реальность, как "воспитывающую среду", "среду в среде", адекватную составляющим воспитанности человека. "Для педагогов, – пишет Л.И. Новикова, – воспитательное пространство является объектом изучения (если оно уже создано), моделирования и конструирования (если его надо создавать в рамках определенной среды), а также инструментом воспитания (если его возможности целенаправлено используются в работе с детьми)… Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит (как уже сложившееся или только складывающееся)"[45].

И.Д. Демакова на основе обобщения исследований воспитательного пространства выделяет следующие характеристики этого феномена.

1. Воспитательное пространство – это освоенная природная, культурная, социальная информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач.

2. Понятие пространство не идентично понятию среда. Если среда – это данность, которая не является результатом конструктивной деятельности человека, то пространство – это результат педагогического освоения этой данности.

3. Воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху. Оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности.

4. Воспитательное пространство может стать фактором гуманизации детской жизни и воспитания в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальным и значимым для детей вопросами, на которые и необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.

5. Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды[46].

В.М. Степанов определяет образовательное развивающее пространство как специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. Образовательное пространство позволяет детям самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами, педагогам – создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте[47].

Создание педагогической среды является важнейшей задачей руководителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей. Педагог, утверждает Н.Б. Крылова, "должен самоопределиться не просто как транслятор некой (часто уходящей) культуры, а как активный участник той культурной среды, в которой живет и творит ребенок. Создавая вместе с ребенком культурно значимую ситуацию образования и самообразования, учитель вступает в особое образовательное пространство – пространство проекта"[48].

Наши рекомендации