Методические рекомендации для преподавателя
Профессиональная компетенция будущего специалиста по культуре речи обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является получение понятий о:
- русском языке, его разновидностях; языковой личности, общей культуре человека и речевой культуре, языковом вкусе, языковой и речевой компетентности носителя языка;
- современной языковой ситуации, языке средств массовой информации, состоянии языка и духовной жизни общества;
- словарях русского языка как инструменте совершенствования речевой культуры;
· произносительном аппарате человека и процессе речеобразования, профессиональных качествах голоса, дикции, ее основных показателях;
· языковой норме, ее роли в становлении и функционировании литературного языка;
- коммуникативном аспекте культуры речи, речевом взаимодействии; основных единицах общения;
- коммуникативных качествах хорошей речи; принципах выделения коммуникативных качеств речи;
- стилях современного русского литературного языка: официально-деловом стиле, публицистическом, научном, разговорном.
Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее оперирование понятиями языковой нормы, коммуникативных качеств хорошей речи, функциональных стилей
Выделяют три взаимосвязанных формы обучения, имеющие общие и специфические средства:
- вводная информация (на лекциях);
- изучение источников информации и выполнение письменных заданий (самостоятельная работа студентов по созданию рефератов, докладов и т.д.); - обсуждение результатов самостоятельной работы студентов в ходе консультаций, выполнения тестовых заданий, публичных выступлений.Текст конспекта лекций должен удовлетворять следующим требованиям: отражать основное положение лекционного курса (определения, классификации, проблемы и т.д.); минимальный конспект 2-х часовой лекции - 1800 знаков считая знаки препинания и пробелы между словами (1 - 1,5 стр.); схемы, таблицы прилагаются дополнительно по усмотрению преподавателя и в расчет знаков не входят.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности студентов и приобретение ими соответствующих умений и навыков (профессиональных компетенций). На занятиях по культуре речи необходимо освоить ряд умений и практических навыков:
- умение варьировать выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения;
- умение использовать законы, правила и приемы эффективного общения;
- умение гармонично сочетать технику вербального и невербального общения;
- умение прогнозировать последствия своей речи с учетом особенностей жанра речи, ситуации и адресата;
- умение использовать различные словари для решения конкретных коммуникативных я познавательных задач;
- владение специальной лексикой соответствующей предметной области,
- умение осуществлять метаязыковые операции в соответствии с коммуникативными задачами;
- умение строить монологическое высказывание, владение основными правилами построения выступления, лекции, доклада;
- умение практически реализовать правила диалогического общения, использовать их в процессе ведения беседы, спора, дискуссии;
- умение соблюдать нормы письменной речи, строить письменные тексты разных жанров и редактировать их;
- умение анализировать устные и письменные речевые произведения, выделять, исправлять, объяснять и квалифицировать речевые ошибки.
Требования к экзамену
На экзамене оценивается ответ на каждый из двух теоретических вопросов билета и практическое задание.
Оценка «отлично» выставляется студенту, ответившему глубоко и полно на поставленные теоретические вопросы и продемонстрировавшему умение практически реализовывать знания о нормах языка. Студент свободно владеет основными терминами и понятиями курса, языковыми средствами научного стиля, использует законы, правила и приемы эффективного общения, иллюстрирует свои знания и навыки работы со словарями, умело строит монологическое высказывание, соблюдает нормы устной речи.
Оценка «хорошо» выставляется экзаменующемуся в соответствии с теми же критериями, но при наличии некоторых из недочетов в ответе: отсутствие логики в изложении, недостаточно полный ответ, ошибочное использование понятий, неумение самостоятельно привести примеры, негрубые речевые ошибки.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который продемонстрировал знания базовых понятий и категорий курса, однако не смог развернуто и логично ответить на поставленные вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не усвоил основных понятий и категорий курса и не сумел выполнить практическое задание.