Упражнение. Упражнения могут быть письменными и устными

Письменные упражнения в зависимости от степени самостоятельности и творческой активности учащихся бывают следующих видов:

1) упражнения, с помощью которых воспроизводится усвоенный учебный материал (пробные, тренировочные);

2) упражнения, направленные на применение полученных знаний в новых условиях (более творческие), например, решение задачи другим способом;

3) творческие упражнения, например, написание сочинения.

В начальных классах широко практикуются письменные упражнения со словесным сопровождением (комментированием).

Устные упражнения выполняются на вербальном или индивидуально-мыслительном уровне. Разновидности устных упражнений:

1) чтение и осмысление текстов;

2) запоминание и устное воспроизведение правил, теорем, стихотворений и пр.;

3) устное решение примеров, задач и т.п.;

4) пересказ литературных текстов;

5) выполнение грамматических и др. заданий.

Графические работы.Разновидности графических работ:

а) зарисовки;

б) изготовление планов, карт;

в) изготовление чертежей и схем (на уроках трудового обучения, математики, физики, химии и пр.);

г) составление таблиц, построение графиков диаграмм (на уроках языка, математики, физики и пр.).

Фронтальные опыты.Практикуются на уроках физики, химии, биологии и пр. Фронтальные опыты предшествуют изучению новой темы. Они дают опытные данные для последующих теоретических обобщний. Фронтальными называются потому, что проводятся одновременно всеми учениками (изучение свойств минералов, растений и т.д.)

Лабораторные работы. Выполняются учениками в течение одного учебного часа с типовым учебным оборудованием. Это метод, который имеет своей целью непосредственное изучение учениками различных предметов, веществ и явлений. Лабораторные работы предусмотрены учебными программами. Обычно они выполняются звеньями из 2-3-х человек.

Выполнение трудовых заданий.К трудовым заданиям относятся все виды деятельности по формированию умений работать с бумагой, картоном, деревом, металлом, виды работы на пришкольном участке, в учебных мастерских и т.п.

3.4. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы.

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы выделяются в зависимости от того, насколько активизируются механизмы мышления учащихся, насколько они вовлекаются в творческую познавательную деятельность.

При репродуктивном обучении активизируются прежде всего внимание и память учащихся, оно не вызывает активной мыслительной деятельности.

Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, при решении которых активизируется мыслительная деятельность учащихся. Если познавательная проблема воспринята учениками, заинтересовала их, в сознании детей возникает проблемная ситуация. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.

Объяснительно-иллюстративный метод.Основное назначение этого метода – организация усвоения учениками учебной информации. Учитель сообщает готовую информацию, а ученики воспринимает, осознают и запоминают эту информацию.

Сообщение информации осуществляется устно с помощью методов рассказа, объяснения, лекции и т.п., с использованием печатных изданий (учебника, учебных пособий и пр.), наглядных средств. Объяснительно-иллюстративный метод считается наиболее экономным способом передачи учащимся учебной информации, однако он мало активизирует мыслительную деятельность учеников.

Репродуктивный метод.Знания, полученные с помощью объяснительно-иллюстративного метода, не формируют умения и навыки. Для формирования умений и навыков необходимо воспроизведение знаний и усвоенных способов деятельности. Количество воспроизведений зависит т сложности заданий и от способностей учеников. Воспроизведения необходимы и для прочного запоминания учебной информации.

Воспроизведение знаний – признак репродуктивного метода. В качестве репродуктивных методов могут выступать рассказ, беседа, объяснение (в том числе, со стороны учеников), упражнения и пр.

При применении репродуктивного метода особое значение имеет предписание о порядке выполнения действий (алгоритм). Желательно, чтобы сами ученики участвовали в составлении алгоритмов.

Репродуктивный метод, также как и объяснительно-иллюстративный, относится к репродуктивным методам обучения.

Переходный характер от репродуктивного к проблемному обучению выражает метод проблемного изложения.На определенном этапе обучения ученики еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи. В связи с этим учитель ставит перед учениками проблему и сам показывает путь ее решения. Ученики не участвуют в решении проблемы, а наблюдают и усваивают ход ее решения (например, доказательства теоремы на уроке математики). Таким образом они готовятся к самостоятельной творческой мыслительной деятельности.

Методами проблемно обучения являются частично-поисковый и исследовательский методы.

Частично-поисковый или эвристический метод.Сущность частично-поискового (эвристического) метода выражают его следующие характерные признаки:

- знания не передаются ученикам в «готовом» виде, их необходимо добывать самостоятельно;

- учитель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;.

- под руководством учителя ученики самостоятельно рассуждают, решают возникшие познавательные задачи, разрешают проблемные ситуации.

При частично-поисковом методе часть решений сообщает учитель, часть решений осуществляется учениками самостоятельно. Учащиеся участвуют частично в процессе решения познавательной проблемы. Отсюда возникло название метода – частично-поисковый.

Исследовательский метод.Этот метод предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность учеников при решении учебной проблемы.

Сущность исследовательского метода заключается в следующем алгоритме:

1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;

2) ученики самостоятельно разрешают проблему и добывают необходимые знания. Они должны:

- сформулировать гипотезу;

- построить план исследования;

- осуществить исследование;

- сделать необходимые выводы о справедливости гипотезы.

3) учитель управляет процессом разрешения проблемы.

Исследовательский метод предполагает творческое усвоение знаний, поэтому является наиболее продуктивным в обучении школьников.

4.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

В психологии стимулом называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование – это деятельность учителя. Но стимул становится побудительной силой только тогда, когда он превращается в мотив, во внутреннее побуждение ученика к деятельности.

Таким образом, методы стимулирования и мотивации – это единство стимулов учителя и мотивации учащихся.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности может обладать стимулирующим воздействием на учащихся. Но педагогической практикой накоплены и методы, специально направленные на формирование положительных мотивов учения. Они одновременно и образуют, но стимулирование в них выходит на первый план.

Среди мотивов учения выделяются две основные группы: мотивы познавательного интереса и мотивы долга. В соответствии с ними выделяются группы методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1) методы формирования (стимулирования) познавательного интереса,

2) методы формирования (стимулирования) долга и ответственности в учении.

Методы формирования познавательного интереса.

Метод стимулирования занимательностью. Это – внедрение в учебный процесс занимательных примеров, необычных фактов. Можно поручать ученикам самостоятельно подбирать подобные примеры.

Метод занимательных аналогийможно назвать разновидностью предыдущего метода. В качестве занимательности приводятся различные аналогии, напри мер аналогия между крылом птицы и крылом самолета.

Наши рекомендации