Занятие 7 (семинарское)
ТЕМА: МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРУШЕК, КАРТИН, ФОЛЬКЛОРА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИИ СЛОВАРЯ
Вопросы для обсуждения
1. Методика обучения отгадыванию и загадыванию загадок.
2. Пословицы и поговорки, их использование в словарной работе.
3. Содержание и методика проведения дидактических игр и словарных упражнений для решения задач словарной работы в разных возрастных группах.
Учебно-исследовательские задания:
Подготовиться к устному выступлению по обсуждаемым вопросам:
ü изучить теоретический материал по теме занятия;
ü сделать тезисный конспект материала;
ü продумать формы рефлексии с группой.
Задание повышенной сложности (творческое):
? Подобрать (или самостоятельно разработать) 2-3 дидактические игры для решения задач словарной работы в разных возрастных группах. Подготовить наглядный материал для проведения занятия. Подготовиться к его проведению.
Рекомендуемая литература
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. —3-е изд. ─ М. : Академия, 2000. ─ 400 с.
2. Бондаренко, А. М. Словесные игры в детском саду./ А. М. Бондаренко – М., 1981.
3. Методика развития словаря детей дошкольного возраста: учеб.метод.комплекс для студентов пед. фак. / сост.Н.А.Королева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2007
4. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников.// Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Изд. Института Психотерапии, 2001. — 240 с.
5. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. — М.: Академия, 2007. — 256 с.
6. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]: игры, упражнения, конспекты занятий /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шадрина, Л.А. Колунова, Н.В. Соловьева, Е.В. Савушкина //Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2003. — 144 с.
Занятие 8 (семинарское)
ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы для обсуждения
1. Методика формирования морфологической стороны речи детей дошкольного возраста.
2. Обучение детей способам словообразования.
3. Методика формирования синтаксической стороны речи дошкольников.
Учебно-исследовательские задания:
Подготовиться к устному выступлению по обсуждаемым вопросам:
ü изучить теоретический материал по теме занятия;
ü сделать тезисный конспект материала;
ü продумать формы рефлексии с группой.
? Задание повышенной сложности (творческое):
Подготовить мультимедийное сопровождение к тексту выступления.
Подготовить аннотированный список исследований по проблеме формирования
грамматического строя речи у детей дошкольного возраста (5 источников).
Рекомендуемая литература
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. —3-е изд. ─ М. : Академия, 2000. ─ 400 с.
2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. — М.: Академия, 2007. — 256 с.
3. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста: учеб.-метод. Комплекс для студентов пед. специальностей / сост. Н.А.Королева. ─ Барановичи: РИО Бар ГУ, 2010.
4. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений./ С.Н. Цейтлин. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
Занятие 9 (практическое)
ТЕМА: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание занятия
Задание 1. Наблюдение комплексных речевых занятий с включением работы по формированию грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста.
Методические указания к выполнению задания:
1) сделать подробную запись хода занятия, отмечая тему, программное содержание и воспитательные задачи, организацию, структуру, ход занятия, методические приемы руководства детьми, речевые реакции детей;
2) анализ занятия.
Примерные вопросы для анализа:
× оценка содержания занятия, его соответствие программе детского сада, доступность;
× структура занятия, роль каждой части в решении задач по формированию грамматически правильной речи;
× приемы обучения, их направленность на развитие мышления, овладения грамматическими конструкциями, формирование навыков употребления слов;
× правильность подбора наглядного материала, особенности его использования с целью реализации задач;
× оценка грамматических навыков детей, причины неправильного словоупотребления;
× общая оценка занятия, его значение для развития детей;
× предложения по совершенствованию работы с детьми.
Задание 2. Провести с детьми (студентами) дидактическую игру или упражнение с целью обучения (закрепления) грамматически правильной речи
Методические указания к выполнению задания.
Студенты на основе анализа имеющихся методических пособий по дидактическим играм подбирают игру, определяют грамматические категории, подлежащие закреплению и активизации, разрабатывают конспект проведения этой игры, готовят наглядный материал. На практическом занятии проводят игры и упражнения с небольшими группами детей (студентов), анализируют и оценивают работу друг друга.
Примерные вопросы для анализа:
× основные задачи грамматической работы в игре;
× оценка содержания игры, с точки зрения доступности, целесообразности, степени усвоения его детьми;
× роль игровых правил и действий в решении поставленных задач;
× оценка руководства речевой деятельности детей;
× предложения по вариативности и усложнению игр.
Рекомендуемая литература
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. —3-е изд. ─ М. : Академия, 2000. ─ 400 с.
2. Бондаренко, А. М. Словесные игры в детском саду./ А. М. Бондаренко – М., 1981.
3. Занятия по развитию речи в детском саду: программа и конспекты: книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е. М. Струнина, Т.М. Юртайкина; Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Совершенство, 1998.— 368 с.
4. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. — М.: Академия, 2007. — 256 с.
5. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ.Беларусь. — Минск: НИО; Аверсэв, 2013.─ 416 с.
6. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста: учеб.-метод. Комплекс для студентов пед. специальностей / сост. Н.А.Королева. ─ Барановичи: РИО Бар ГУ, 2010.
7. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений./ С.Н. Цейтлин. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Занятие 13
Занятие 14
Занятие 15
Занятие 16