Функции управления развитием школы и инновационными процессами
Примерный состав функций управления развитием школы и инновационными процессами может быть представлен следующим образом:
- стратегический анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения значимой внешней среды школы;
- стратегический анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований общества к школе;
- мониторинг изменений в социальном окружении школы, образовательной политике, территориальной образовательной системе;
- системный анализ и оценка достижений школы, образовательного процесса, имеющегося у школы передового опыта, конкурентных преимуществ;
- системный проблемно ориентированный анализ состояния и тенденций изменения школьной системы в свете нового социального заказа;
- организация ценностного самоопределения школьного сообщества, ориентации в системе ценностей;
- организация выработки новой системы ценностей школьного сообщества;
- стимулирование участия педагогов, школьников, родителей в развитии школы;
- организация профилактики и преодоления сопротивления нововведениям;
- организация ресурсного обеспечения инновационных процессов;
- анализ и оценка эффективности инновационной деятельности;
- проектирование обновленной образовательной среды школы;
- поддержка процессов интеграции в школьном сообществе и т.д.
Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления
включают в себя действия по отношению к самой системе управления образовательным учреждением. К таким функциям относятся:
- выявление актуальных и перспективных требований к управлению школой;
- мониторинг ситуации в школе и в окружающей ее среде с точки зрения изменений требований к управлению;
- мониторинг вероятных опасностей и негативных факторов, которые могут повлиять на управление;
- мониторинг благоприятных возможностей для решения управленческих задач;
- анализ достижений и преимуществ действующей системы управления школой;
- организация проектирования новой системы внутришкольного управления в целом и всех ее подсистем в частности;
- организация и координация взаимодействий субъектов управления школой;идр
Управление воспитательным процессом. Управление деятельностью учащихся.
Появление в педагогике понятия «воспитательный процесс» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс. А.С. Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего. Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. Первоочередной задачей по реализации «Программы развития воспитания в системе образования России» является формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.
Д. Аллен и К. Райн выделяют несколько компонентов педагогического мастерства:
1. Отказаться от монологичной, монотонной манеры изложения, беседы.
2. Привлекать интерес к теме с помощью малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы.
3. Использовать паузы или невербальные средства коммуникации (взгляд, мимика, жесты).
4. Использовать иллюстрации, видео и кинофрагменты, примеры и факты из жизни известных ученых, актеров, композиторов и т. д.
Управление воспитательным процессом. Управление деятельностью учащихся.
Управление – это «особый вид деятельности, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы».
Общие требования к управлению воспитательным процессом
Классный руководитель должен :
- владеет основами знаний общей психологии;
- умеет выработать систему индивидуальной работы по основным направлениям воспитания;
- знает принципы, содержание, методы, средства и формы воспитательного процесса;
- имеет целостные представления о процессах и явлениях, происходящих в классе;
- понимает сущность и социальную значимость своей педагогической деятельности в деле формирования личности выпускника;
- умеет рационально и эффективно организовать свою работу и деятельность класса, в том числе планировать, анализировать результаты, взаимодействовать с коллегами;
- психологически готов к выполнению своей профессиональной деятельности;
- готов к самостоятельному овладению педагогическими знаниями в области психолого-педагогической деятельности.
Методы воспитания: