Развитие учащихся в процессе обучения
При определении сущности обучения было отмечено, что его важнейшей задачей помимо овладения знаниями, умениями и навыками (образование) является развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся. Как же оно осуществляется?
Умственное воспитание обычно связывается с накоплением в сознании личности прочного фонда научных знаний, с овладением учебно-познавательными умениями и навыками и их совершенствованием, с проявлением сообразительности, гибкости мысли, хорошей памяти как при усвоении нового материала, так и при его применении в различных жизненных ситуациях.
Психолог В.А. Крутецкий отмечает: «Умственное развитие связано с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний – на это обращал внимание еще П.П. Блонский: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать». Таким образом, знания – необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание, то есть характерной чертой умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Словом, умственное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение»[71].
Психолог Л.В. Благонадежина трактует умственное развитие как владение и совершенствование мыслительных операций, связанных с аналитико-синтетической познавательной деятельностью. Она отмечает: «Умственное развитие происходит в процессе мыслительной деятельности, которая всегда включает выход за пределы того, что дано непосредственно в восприятии. Это может быть расчленение сложного содержания на составляющие его части, сравнение одного явления с другим, обобщение единичных фактов, установление причинной зависимости между явлениями и т.д. Говоря о необходимости развивать мышление школьника, следует иметь в виду умственную работу именно такого рода, в отличие от простого воспроизведения материала по памяти. Если нет самостоятельной переработки усваиваемого материала, то нет и условий для развития мышления»[72].
Касаясь развития учащихся в процессе обучения, американский психолог Дж. Брунер пишет: «Мы преподаем предмет не для того, чтобы произвести на свет маленькие живые библиотеки, а для того, чтобы научить ученика самого мыслить математически, рассматривать проблемы так, как это делает историк, принимать участие в добывании знаний. Познание – это процесс, а не продукт». Органической частью умственного воспитания является развитие способностей и творческих задатков учащихся. Прежде всего, необходимо развивать у них такие общие способности, как трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, произвольное внимание, сообразительность, память и т.д. В то же время нужно создавать условия для развития задатков к различным видам творческой деятельности, например к занятиям математикой, литературой, музыкальным и изобразительным искусством, а также техническим творчеством.
Педагогика, как отмечалось в главе о сущности и закономерностях воспитания, исходит из того, что в каждом нормальном в психическом отношении ребенке заложены большие потенциальные возможности, позволяющие формировать у него многообразные способности. Отвечая педагогам-скептикам, которые сомневались в творческой одаренности отдельных воспитанников, А.С. Макаренко говорил, что если, по нашему мнению, ученик неспособен, то может оказаться, что мы попросту не смогли узнать, каким из тысячи талантов он обладает.
Как же развивать способности и творческие задатки школьников?
Первостепенное значение в этом отношении имеет сама личность учителя, его эрудиция, увлеченность своей наукой и умение живо и интересно объяснять изучаемый материал. Влияние учителя сказывается на повышении работоспособности детей и пробуждает у них интерес к учению, что в конечном итоге обусловливает развитие способностей и творческих задатков.
«Склонности, – писал известный гельминтолог академик К.И. Скрябин, – проявляются и развиваются у человека рано. Их развитие, их рост в большой степени зависят от качества преподавательской работы в школе. Помню своего учителя естествознания Сухова. Частенько оставались с ним после уроков, чтобы побеседовать по теме, особенно меня захватившей. В Томском реальном училище (ведь в то время сибирскую интеллигенцию в значительной степени составляли политические ссыльные) работали передовые учителя, господствовал дух серьезного, доброго и внимательного отношения к ученику.
Из восьми учеников VII класса впоследствии вышли два академика, три профессора и один художник. Случайность? Думается, что нет. От инициативы учителей, от их увлеченности предметом, творческого отношения к делу зависит многое»[73].
В развитии способностей и творческих задатков большую роль играет умение учителя зажечь в ученике искру пытливости в той или иной области знания или труда и возбудить в этом направлении его активную умственную и практическую деятельность. Основоположник науки о межпланетном ракетоплавании К.Э. Циолковский уже в шестнадцать лет увлекся этой идеей. Вынужденный по состоянию здоровья оставить учение в гимназии, он подружился с книгами. Из учебника А. Гуно «Физика» он впервые узнал о полетах аэростатов. Под впечатлением прочитанного любознательный подросток пробует сделать воздушный шар. В дальнейшем им овладевает мысль о создании космических кораблей на реактивной тяге для межпланетных путешествий, реализации которой он посвятил всю свою жизнь[74].
Для развития способностей и задатков учащихся большое значение имеет включение в учебный процесс решения творческих задач, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, индивидуальная работа с хорошо успевающими и создание для них повышенной «учебной нагрузки» с тем, чтобы они лучше раскрывали свой умственный потенциал. Поддержание этих условий создает предпосылки для развития способностей и творческих задатков учащихся в процессе обучения.