Пословицы и поговорки в речи
Правомерно при изучении отношения древних славян к проявлениям дефектов речи обратиться к пословицам и поговоркам русского народа, руководствуясь мнением, что пословицы и поговорки являются одним из самых древних видов народного творчества. «Искусство слова родилось в глубокой древности из процессов труда людей. Причиной возникновения этого искусства служило стремление людей к организации трудового опыта в словесных формах, которые наиболее метко и прочно закреплялись в памяти — в формах двустиший, «пословиц», «поговорок», трудовых лозунгов древности». Посредством пословиц и поговорок передавались из поколения в поколение наблюдения из мира природы и окружающей человека действительности. «Пословицы — это свод народной опытной премудрости и суемудрия, — писал В.И. Даль. — Это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Нами были подвергнуты системному анализу все основные сборники русских пословиц и поговорок. Отобраны все пословицы, относящиеся к речи. При анализе большого количества отобранных пословиц мы обнаружили, что их условно можно объединить в пять больших трупп.
1. Основная масса пословиц и поговорок о речи
отражает народные взгляды на красоту речи:ее складность, выразительность, приятный тон, содержательность, краткость. Например:
Слово толковое стоит целкового.
Говорит, как по писаному.
Хорошая речь слаще меда.
Говорит, как река льется.
Сидит — как свеча горит, говорит — что рублем
одарит.
2. Обращается внимание на силу слова,влияние
слова на окружающих. Например:
Пулей попадешь в одного, а метким словом в тысячу.
Пчела жалит жалом, а человек — словом.
Ветер горы разрушает — слово народы поднимает.
Язык без костей, а дробит кости людей.
Не ножа бойся, а языка.
Худого слова и бархатным медом не запьешь.
Яркое слово — пища душе, дурное слово — кол голове».
3. Большое количество пословиц и поговорок отражает взаимосвязь речи и ума человека.Например:
Умный рад изучать, а дурак — поучать.
Когда ешь — жуй; говоря — думай.
Каков разум, таковы и речи.
Умные речи и слушать приятно.
Язык повинен голове: пустой язык — пуста и голова.
Осла узнаешь по ушам, а дурака — по словам.
4. Не меньшее число пословиц и поговорок посвящено соотношению говоримого и делаемого чело
веком, т. е. они отражают связь речи с поступками
человека.Чаще подчеркивается несоответствие слов
и дел человека:
Речи, как снег, а дела, как сажа.
Большой говорун — плохой работун.
Сладко бает, да дела не знает.
Говорит много, а толку на грош, да и тот нехорош.
От слова до дела целая верста.
Речист, да на руку нечист.
Язык гладок, а душою гадок.
О необходимом единстве того, что человек говорит и что делает, в пословицах говорится нередко и в форме назидания:
Суди по человеку, а не по его словам.
Города строят не языком, а рублем и топором.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Не спеши языком — торопись делом.
У молодца слово с делом сходится.
Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи
варит.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на
деле туп.
5. Среди пословиц мы находим (правда, в значительно меньшей степени) такие, которые отражают оценку отдельных компонентов речи: голоса, артикулирования, речевого слуха, темпа речи, фразы.
О разной высоте голоса:
У тебя голосок, что женский волосок (тонок и долог).
Говорит, как из бочки.
Об артикулировании:
У него губа, как голенище у сапога.
Говори складно, коль язык подвешен ладно.
Велик язык у коровы, да говорить не дает,
Сказал бы и вол, но язык, как кол.
Прожуй слово, да вымолви.
Суконный язык (неповоротливый).
О слуховом восприятии:
Один про Ивана, а другой про болвана.
Ему про Тараса, а он: полтораста.
Глухому не шепнешь.
Глухому двух обедней не служат.
У нее хоть осиновым колом в ухе верти.
О темпе и плавности речи (торопливость, замедленность, запинки, заикание):
Говорить— не работать, торопиться не надо.
Говорит, ровно в стенку горох сыплет.
Говорит, как спит.
Говорит, как будто три дня хлеба не ел,
От его словца не дождешься конца.
Говорит, что родит (с потугами).
Слово за слово вперебой идет.
Что не слово, то гиря.
Лучше ногою запнуться, чем языком.
Стой, не шатайся, ходи, не спотыкайся, говори, не
запинайся.
Поторопишь заику, ничего не поймешь.
О фразовой речи (многословие, бессодержательность, трудность):
Во многословии не без пустословия. Веревка хороша длинная, а речь короткая.
Ешь калачи, да поменьше лопочи. Слов много, да складу нет. Говорит, как на муках. Языком, что помелом возит. У него слово слову костыль подает. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. Говорит, как борона бороздит (тяжело, нескладно). Он говорит с присвистом, причмокивает да пришепетывает.
Таким образом, в пословицах и поговорках русского народа мы не находим отражения той широкой палитры терминов-определений, характеризующих дефекты речи, о которых мы говорили выше и которые встречаются в словарях. Объясняется это, видимо, тем, что древние славяне относили дефекты речи к числу болезней, поражающих человека. Смеяться же над больным человеком считалось делом грешным, кощунственным.