ВОПРОС 23. Сформулируйте сущность понятий «метод», «прием», «средства» воспитания. Их взаимосвязь
Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы - способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, с целы выработки у них определенных качеств.
В различных классификациях число и назначение методов различны, но задача совершенствования методов всегда актуальна. Конструирование, выбор, правильное применение методов воспитания - вершина педагогического мастерства. Каждый воспитатель в меру своих сил решает задачу совершенствования методов, внося в разработку общих методов частицы своего умения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такое совершенствование методов называется-приемом воспитания. Прием воспитания – это часть общего метода, его отдельные конкретные улучшения.
Tворческий подход учителя к выбору системы методов зависит от личности самого педагога, от конкретной ситуации ( в одной метод хорош, а в другой неприемлем), от уровня воспитанности и развития коллектива, от личности самого ученика, обстоятельств его жизни, возрастных и индивидуальных особенностей от правильного понимания учителем специфики того или иного метода, с отношений между воспитателем и воспитанником.
Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или форм воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), вид деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д. которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. качестве средств метода упражнений выступает организация труд патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.
ВОПРОС 25. Охарактеризуйте методы формирования сознания и особенностии использования в начальной школе.
Для формирования взглядов, понятий, убеждений используется методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.
Рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших и средних классах, - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей - служить способом использования положительного примера в воспитании.
Разъяснение - наиболее распространенный метод убеждения школьников. Цель - раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, явлений, помощь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений.
Внушение как метод воздействия есть способ манипулирования детским сознанием. Оно достигается с помощью психологических средств возбуждения страстей, навязывания мыслей и образов, введения в заблуждение, подавления чувств, запугивания, духовного возвышения или унижения личности, переоценки или недооценки ее физических и нравственных сил. Внушение применяется в воспитательных отношениях с педагогически запущенными детьми. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания. В практике воспитания прибегают и к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.
Беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон -воспитания и воспитанников. Наиболее распространенной в воспитательной практике является этическая беседа. Важные вопросы методики ее проведения: выбор темы, ее подготовка и проведение. При выборе тематики важно учитывать уровень моральных знании и опыта детей, их поведение. Поэтому при проведении этических бесед целесообразно привлекать различные наглядные пособия, яркие факты, примеры. Другая разновидность беседы - индивидуальная беседа, которая проводится с учеником после того, как он совершил тот или иной проступок, как правило, экспромтом и не всегда бывает полезной. Проводить такие беседы с детьми необходимо в определенной системе. После беседы учитель намечает систему дел, направленных на закрепление правил поведения.
Диспуты - это живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты проводят в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы. В основе диспута -спор, борьба мнений.
Пример - воспитательный метод, в основе которого действие, служащее образцом для подражания.