Тема 1 Профессиональная этика юриста как система теоретического знания
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра организации судебной и правоохранительной деятельности
Профессиональная этика
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
направление подготовки - 030900.62 «Юриспруденция»
(бакалавриат)
Москва
АВТОР:Носков Юрий Геннадьевич
профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия, доктор философских наук.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Шопинский Василий Иванович – начальник кафедры права Военного университета, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации.
Петрий Пётр Владимирович – заведующий кафедрой философии Военного университета, доктор философских наук, профессор.
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА» для специальности 030900.62 «Юриспруденция». – М.: РАП. 2011 соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста) по специальности 030900.62 «Юриспруденция».
Кафедра организации судебной и правоохранительной деятельности ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» протокол от 5 апреля 2011г. № 17.
©Российская академия правосудия, 2011.
©Носков Ю.Г., 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………....4
Объем дисциплины и виды учебной работы………………….............5
Тематический план для студентов очной формы обучения………….6
Программа………………………………………………….....................7
Планы семинарских занятий……………………………………...........9
Методические рекомендации по изучению дисциплины…………….19
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы ……………………………………………………………………21
Контрольная работа……………………………………………………...22
Примеры заданий для проведения рубежного контроля……………..22
Литература ……………………………………………………………......24
Вопросы для подготовки к зачету……………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
С точки зрения обучения изучение студентами нашей академии данной учебной дисциплины предполагает вооружение будущих юристов знаниями о сущности морали, её структуре, функциях, происхождении, о соотношении морали и права, о содержании её основных категорий и их применении в юридической сфере, об этических аспектах деятельности судьи, адвоката, прокурора, следователя, нотариуса.
С точки зрения воспитания изучение данной учебной дисциплины имеет целью напомнить будущим юристам о тех высоких требованиях, которые предъявляются обществом к юристам и которым они должны будут соответствовать.
В качестве основных учебных пособий при изучении курса рекомендуется:
- Мораль и догма юриста: профессиональная этика. Сборник научных статей.– М.: Эксмо, 2008. -608с.
- Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов – М.: Норма, 2005. – 176 с.
- Настольная книга судьи. Введение в профессию: Практ. пособие / Рец.
Алекссева Л.Б., Сост. Лебедев В.М., Авт.- сост. Ершов В.В.; Рос.-
американское судейское партнерство. - М.: 2000. - 359 с.
С. 74-91. Глава V. Судейская этика.
- Этика судьи. Пособие для судей. – М.: РАП, 2002. – 211 с.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
- предмет и структуру этики, ее краткую историю;
- предмет профессиональной этики юриста;
- сущность и структуру морали;
- точное значение содержания категорий этики, наиболее часто используемых в юридической практике;
-нравственное обоснование применения силы в борьбе со злом;
- значение понятия «гуманизм» и примеры проявления гуманизма в современном российском праве и правосудии.
уметь:
- применять полученные знания в жизни и в практике своей работы по избранной юридической специальности.
иметь представление:
- о нравственных основах деятельности судьи, адвоката, прокурора, следователя, сотрудника милиции.
Объем дисциплины
И виды учебной работы
Виды учебной работы (по учебному плану) | Формы обучения | |
Очная | ||
Общая трудоемкость | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинарские занятия | ||
Самостоятельная работа | ||
Научно исследовательская работа | ||
Форма итогового контроля | Зачет |
Тематический план
№№ п.п. | Темы дисциплины | Количество часов по видам учебных занятий | |
Лекции | Семинары | ||
1,1а | Профессиональная этика юриста как система теоретического знания | ||
2, 2а | Мораль как предмет изучения общей и профессиональной юридической этики | ||
3,3а | Категории этики и их применение в юридической сфере | ||
4,4а | Нравственные основы правового принуждения | ||
5,5а | Нравственные аспекты в деятельности судьи | ||
6а | Нравственные аспекты в деятельности адвоката | ||
7а | Нравственные аспекты в деятельности прокурора | ||
8а | Нравственные аспекты в деятельности следователя | ||
9а 10а | Юрист как субъект нравственного воспитания Нравственный облик студентов Российской Академии Правосудия | ||
Всего по дисциплине: | |||
Форма итогового контроля | Зачёт (2 –ой семестр) |
ПРОГРАММА
Тема 1 Профессиональная этика юриста как система теоретического знания
Предмет этики. Этимология слова «этика». Соотношение этики и морали. Содержание этики. Место этики в системе наук. Связь этики и философии. Связь этики с психологией и педагогикой. История становления и развития этики. Профессиональная этика. Профессиональная этика юриста. Задачи профессиональной этики юриста с точки зрения образования и воспитания. История становления отечественной юридической этики.