Личности учащихся при занятиях физической культурой

Процессы развития личности и группы неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития группы, её уровня развития, структуры сложившихся в ней деловых и межличностных отношений.С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие группы. Развитие личности и группы - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет богатство связей и общения, выражает общественную, коллективную силу человека.

С точки зрения социальной психологии, каждый учебный класс, спортивная секция и учебно-тренировочная группа представляет собой реальную внешне организованную группу, приближающуюся по своему численному составу к малой группе. Малой группой называют такую общность людей, которая имеет общую цель, взаимодействует ради достижения этой цели и имеет относительную автономию существования.

Степень социальной зрелости малых групп бывает разная. Низшая степень зрелости – это совмещение людей в одной группе ради общения, времяпровождения в связи с одинаковыми интересами. Такие группы называются диффузными. Например, ребята, собравшиеся во дворе поиграть в футбол, представляют такие группы [2]. Всякая вновь формируемая секция, группы начальной подготовки принадлежат к диффузным группам. В ней начинается процесс преобразования диффузной группы в коллектив.

Подходов к вопросу этапов становления диффузной группы много. Рассмотрим взгляд, который считается общепринятым в менеджменте. В таблице представлены не только стадии развития группы, но стадии вхождения человека в группу.

Таблица 2

Стадии развития группы.

Вхождение человека в группу Стадии развития группы  
Адаптация к существующей группе, групповым требованиям. Группа-конгломерат. «Песчаная россыпь». Адаптация членов группы друг к другу и требованиям, предъявляемых руководителем.
Индивидуализация, проявления «Я» Группа-ассоциация. Конфронтация, «Буря и шторм». Конфронтация основана на проявлении индивидуализации большинства членов группы, идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. Группа-кооперация. Дифференциация, разделение на микрогруппы на основе симпатий и антипатий, общих интересов. Формирование единых норм поведения в микрогруппах.
Интеграция в группе. Принятие групповых норм. Внесение своего вклада в достижение цели группы. Группа-автономия. Коллектив, команда. Волевое, эмоциональное и интеллектуальное единство группы. Волевое единство – способность группы решать поставленные задачи. Эмоциональное единство – положительный социально-психологический климат группы. Интеллектуальное единство группы проявляется в одинаковых взглядах на основные жизненные вопросы.
Вторичная индивидуализация. Она связанна с тем, что пребывание человека в разных группах формирует взгляды, которые могут не совпадать с мнением большинства членов конкретной группы и ведет к конфликтному поведению. Старение и распад группы (для временных групп).


Для практической работы спортивного педагога большое значение имеет вопрос о структуре группы и органах управления.

Говоря о структуре группы, мы имеем в виду групповой статус занимающихся. В социальной психологии рассматривают следующие групповые статусы: лидеры («звезды»), предпочитаемые, принимаемые и отверженные. Подробнее это можно изучить в психологической литературе. Учителю и тренеру важно знать групповой статус учащегося для решения педагогических задач как отдельного занятия, так и для достижения цели учебно-тренировочного или учебного процесса. Если лидер отличается положительной, общественной направленностью, благотворно действует на группу, команду, то спортивный педагог должен привлечь его в качестве своего помощника. Заслуживает особого внимания еще одна категория занимающихся – отвергаемые. По мнению Е.П.Ильина, причины того, что им отказывают в дружбе, могут быть разными: из-за явного пренебрежения ими интересов группы, их избалованности и эгоизма, скрытности, замкнутости, нелюдимости. С такими учащимися не хотят выполнять упражнения в парах, не берут их в команду при спортивных и подвижных играх на уроке.Отвергаемыепытаются войти в группу, но не всегда это им удается. Тогда они либо смиряются со своим положением, либо озлобляются и становятся склонными к эмоциональным взрывам, либо ищут для себя такую социальную микросреду, где с ними бы считались.

Учителю в этих случаях нужно:

• побеседовать с классом или спортивной командой, раскрыть положительные качества отвергаемого, показать, какую пользу он может принести группе;

• дать небольшое общественное поручение отвергаемому, чтобы он мог проявить себя и повысить мнение о себе у товарищей;

• провести беседу с отвергаемым, рассказать ему, почему одноклассники не хотят контактировать с ним, и помочь исправить имеющиеся у отвергаемого недостатки [2].

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.

Для эффективной педагогической деятельности спортивный педагог должен знать, какие социально-психологические феномены существуют в классе, учебно-тренирочной группе и какими факторами они определяются.

Сплоченность

Под сплоченностью группы мы понимаем: во-первых, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой, учебной и учебно-тренировочной деятельностью и насколько их привлекает перспектива продолжать деятельность вместе, во-вторых, меру тяготения членов группы друг к другу и группе.

Среди множества факторов, влияющих на сплоченность группы, выделяются наиболее значимые:

• наличие единой цели,

• время проведенное вместе,

• размер группы,

• состав группы,

• возраст членов группы

• успех и неудачи группы,

• внешняя угроза,

• униформа,

• психологические тренинги («веревочный курс»)

• традиции и ритуалы группы.

Время проведенное вместе. Замечено, что чем больше времени люди проводят вместе, тем более сплоченными они становятся. Слишком короткий срок существования группы не позволяет достигнуть высокого уровня сплоченности, а слишком длительный период может привести к распаду группы в связи с эмоциональной пресыщенностью. При увеличении пребывания вместе расширяются возможности для установления дружеских контактов, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности.

Размер группы. По мере того, как количество в группе увеличивается, возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшается. Увеличение количества членов группы свыше девяти человек может повлечь за собой снижение сплоченности.

К тому же появление подгрупп внутри больших групп может негативно сказаться на сплоченности класса, учебно-тренировочной группы.

Состав групп. По этому вопросу существуют противоречивые точки зрения. Но, скорее всего, более сплоченными являются смешанные по половому составу группы. В таких группах в большей степени проявляются гендерные особенности, процесс социализации протекает более естественнее.

Возраст членов группы. Более сплоченными считаются единообразные по возрасту группы. Однако у учащихся начального и среднего школьного возраста недостаточно развита коммуникативная компетентность и это приводит к межличностным конфликтам. В юношеском возрасте эти проблемы постепенно исчезают.

Успех и неудачи группы, достигнутые группой, также будут влиять на сплоченность ее членов. Гордость за совместные достижения, спортивные успехи влечет за собой усиление сплоченности. Неудачи подрывают сплоченность и ведут к разобщению членов группы.

Униформа. Единая форма облегчает управление группой. Классы и спортивные команды в одинаковой форме быстрее сплачиваются. Форма объединяет людей и противопоставляет остальным.

Внешняя угроза. Большинство исследований показывают, что под угрозой неблагоприятных внешних факторов сплоченность людей в группах обычно увеличивается. Но, скорее всего, важно иметь ввиду степень угрозы, так как при сильной угрозе группа может просто прекратить свое существование из-за внутренних противоречий.

Психологические тренинги. Наиболее эффективными для сплочения спортивных групп или классаявляются игры и упражнения, имеющие общее название «веревочный курс». Веревочный курс основан на упражнениях и играх предполагающих, что участники игр допускают тактильные прикосновения и вхождение в так называемые «интимное» пространство и пространство «для друзей».

Конформность

Конформные реакции – это механизм интеграции людей в группы, общество. Конформность проявляется в изменении мнений (оценок) человек в направлении большего согласия с группой как результат реального или воображаемого давления группы.

Как член общества и группы воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны той или иной группе. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым группой, занять в ней удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность.

Мера «подчинения» человека групповому давлению зависит от двух групп факторов, внешних и внутренних.

Внешние факторы:

• - размер и сплоченность группы;

• - авторитетность (референтность) группы для данного человека;

• - трудность попадания в данную группу;

• - сложность ситуации, задач, решаемых группой.

Внутренние факторы:

• - темперамент (холерик пытается «перестроить» всех под себя, сангвиник – сознательно конформный, флегматик и меланхолик - конформны);

• - социальный и групповой статус (чем выше статус, тем более человек самостоятелен);

• - уровень компетентности (знания, умения и опыт в какой-либо области делает человека более независимым);

• - характер и ценностные ориентации человека;

• - мировоззрение;

• - характер групповой принадлежности (по своему желанию или вынужденно попал занимающийся в данную группу, если он попал в группу на перевоспитание по принуждению, то у него может, не проявится конформность).

Лидерство

Лидерство - это процесс осуществления влияния на поведение участников группы, в основе которого лежит отношения доминирования и подчинения. Лидер не назначается формально на соответствующую позицию в группе, а выдвигается с открытого или скрытого согласия группы. Забота лидера – сплоченность и благополучие группы. Поведение лидера и пределы его власти определяются групповыми нормами и ситуацией.

Отношение к лидерам у учителя должно определяться следующими обстоятельствами:

• следует учитывать, какова направленность лидера, какие цели и устремления он утверждает в группе;

• чему объективно содействует его деятельность – единению или распаду группы;

• какими методами он утверждает свой авторитет;

• как он относится к учителю и его деятельности.

Все это спортивный педагог должен учесть, прежде чем опереться в руководстве классом, группой или командой на лидера и облечь официальными полномочиями старосты группы или капитан команды.

Практические задания

1. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

Вхождение человека в группу   Стадии развития группы
Адаптация к существующей группе, групповым требованиям. Группа-автономия. Коллектив, команда. Волевое, эмоциональное и интеллектуальное единство группы.
Индивидуализация, проявления «Я» Старение и распад группы (для временных групп).
  Интеграция в группе. Принятие групповых норм. Внесение своего вклада в достижение цели группы.   Группа-конгломерат. «Песчаная россыпь». Адаптации членов группы друг к другу и требованиям, предъявляемым руководителем.
Вторичная индивидуализация. Она связанна с тем, что пребывание человека в разных группах формирует взгляды, которые могут не совпадать с мнением большинства членов конкретной группы и ведет к конфликтному поведению. Группа-ассоциация. Конфронтация, «Буря и шторм». Конфронтация основана на проявлении индивидуализации большинства членов группы, идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. Группа-кооперация. Дифференциация, разделение на микрогруппы на основе симпатий и антипатий, общих интересов. Формирование единых норм поведения в микрогруппах.

2.Как организовать взаимодействие отвергаемыми учащимися на уроке физической культуры?

3. Что такое сплоченность группы? Какие факторы влияют на ее формирование?

5. Что такое лидерство, его влияние на деятельность учебных групп?

4.Установите правильное соотношение понятий (1 – 4,…)

Группы факторов определяющие конформные реакции   Факторы определяющие конформные реакции
Внешние факторы     • - размер и сплоченность группы; • – темперамент; • - социальный и групповой статус; • - авторитетность (референтность) группы для данного человека; • - уровень компетентности; • - трудность попадания в данную группу; • - характер и ценностные ориентации человека; • - характер и ценностные ориентации человека; • - сложность ситуации, задач, решаемых группой; • - мировоззрение, • - характер групповой принадлежности
Внутренние факторы  

Литература

• Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений ; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264 с.

• Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена,2000. 486с.

• Макаренко А.С. О воспитании; сост. и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. М.:Полит-издат, 1990. 415с.

• Рожков М. И. Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М,: "Владос - пресс", 2004. 384с.

• Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 480 с.

• Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 с.

• Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений; под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркач. М.: Издательский центр «Академия»,2002.600с.

• Семечкин Н.Н. Социальная психология: учебник для вузов; под ред.Терехина В.А. Ростов н /Д.;«Феникс», 2003. 608с.

• Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие. СПб.:Питер, 2005. 366с.

• ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Наши рекомендации