Вопр №10. Личность и её социализация
В.П.Тугаринов выделил 5-ть св-в, которые определяют личность:1.Разумность;2.Ответственность;3.Собода; 4.Индивидуальность; 5.Личное достоинство.
Окружающая среда оказывает формир-ее влияние на развитие человека (условно эти влияния называют школами:семьи, профессиональной деятельности ,досуга ,улицы, дискотека,инфр-х технологий,влияние самой школы и т.д).Однако все эти влияния не одинаково воспринимаются, среди них есть доминирующие. Нередко родителям и школе приходится бороться с отрицательными влияниями улицыи влияниями неформальных объединений.На развитие человека влияют и природная среда, влитературе можно встретить такие выражения как педагогика моря, степей, гор севера. Человек под влиянием соц-й среды,природы,а также воспитания социализируется. Социализация происходит под влиянием:1)Процесс стихийного влияния.2)Процесс влияния государства.3)Пр-сс целенапрвленного воздействия.4) Пр-сс самосовершенствования и саморазвития. В науке есть два подхода к пониманию процесса социализааии:1)Человек посилен он явл-ся объектом воздействия общества,которое выступает субъектом .Этот подход был назван субъект объектным.2)Субъект субъектный, в котором человек активен в процессе социализации. Гуманистическая педагогика требует гуманистического отношения к ребёнку но вместе стем его право на саморазвитиеи самосовершенствование. Социализацияличности происходит в двух направлениях: 1)В виде адаптации или приспособления к общественным конкретным условиям.2)В виде обособления (это процесс в результате которого чел-к имеет право на собственные взгляды иметь сои интересы привязанности ,потребность самостоятельно решать свои проблемы. Эффективность социализации предполагает определённый баланс между адаптацией и обособлением .Если нет необходимых условий для личности, то в её развитии социализация нарушается(искажается).Поэтому говорят жертва соци-ии. Жертвы социа-ии могут быть 3-х видов:1)Реальные жертвы(дети инвалиды,сироты и дети с отклонением в психическом развитии).;2)Потенциальные жертвы(дети из неблагополучных семей:родители алкоголики или род-и с низким уровнем образования и культуры);3)Лотентные жертвы(дети у которых от природы есть задатки склонности к определённым видам деятельности но из-за отсутствия условий задатки и склонности не развивались. Поэтому говорят что в глубинке гибнут ЧАЙКОВСКИЕ). Социализация проходит по нескольким стадиям: 1)Первичная сциализация или стадия адаптации. От рождения до подрасткового возраста , когда соц-й опыт усваивается не критически ребёнок подражает адаптируетсяи приспосабливается.2)Стадия индивидуализации.Появляется желание выделить себя среди других, появл-я критическое отношение к общественным нормам поведения. В подрастковом возрасте эта стадия хар-я как промежуточная т.к. не устоялось ещё мировоззрение и хар-р подростка.С 18до 25 стадия индив-ии приобретает устойчивый хар-р .Здесь вырабатывются устойчивые св-ва личности.3)Стадия интеграции.Появл-я желание найти себя в обществе, сохр-ь свою индивидуальность,и вместе с тем изменить себя чтобы не вызывать столкновение и трение с другими.4)Трудовая стадия.Охватывает весь период зрелости человека. На данной стадии чел-к не только усваивает соц0й опыт но и обагащает нго в процессе своей соц-й деятельности.
Вопр№11.Семья и её функции. Типы семей. Семья – это важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает свой первый опыт социального взаимодействия. На первых порах семья вообще является для ребёнка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включается детский сад, школа, улица и т. д. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям: 1)в процессе целенаправленного воспитания (семейное воспитание);
2) в ходе социального научения, то есть непроизвольного (стихийного) усвоения социального опыта в условиях семьи. С одной стороны, социальное научение в семье происходит в процессе непосредственного взаимодействия ребёнка с родителями, братьями, сёстрами и другими родственниками; с другой–оно осуществляется за счёт наблюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой.В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:1)простая семья – супружеская пара с детьми, не состоящими в браке;2)расширенная, или сложная семья – если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством;3)полная семья – в состав которой входят оба супруга;4)неполная семья – в которой один из супругов отсутствует. Какая из названных семей лучше всего подходит для воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Например, в простой семье дети привыкают к большей самостоятельности, однако здесь быстрее нарушаются традиции поколений по сравнению с расширенной семьёй. По сравнению с полной семьёй, в неполной семье воспитание усложняется за счёт снижения материального уровня семьи и перегрузки родителя, с которым остались дети. Однако, дети в таких семьях проникаются сочувствием к оставшемуся родителю, становятся эмоционально более близкими и ответственными. Разнообразие семей подразделяют также по типу отношений в них между взрослыми и детьми, а также по степени их напряжённости и последствиям влияния на детей:1.Семьи, уважающие детей. В таких семьях отношения между родителями и детьми характеризуются порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными.2.Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определённая дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не переступать. Дети знают своё место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. 3.Материально-ориентированные семьи, где главное внимание с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всём видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью – поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднён. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителями, лишённые духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. 4.Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т. к. присутствует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. 5.Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведёт к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.
Вопр№12. Воспитание в семье. Семейное воспитание - это сложная система, складывающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляемая силами родителей и родственников. На характер семейного воспитания влияют следующие факторы: -наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей; -материально-экономическая обеспеченность семьи; -социальное положение и уклад жизни в семье; -структура семьи и её количественный состав; -место проживания и жилищные условия семьи; -отношения в семье к ребёнку и другие факторы. Задачи семейного воспитания:1)создать благоприятные условия для развития ребёнка; 2)стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребёнка;3)передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; 4)научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; 5)воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». Принципы семейного воспитания: 1)гуманность и внимание к растущему человеку;2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на условиях «равноправных» участников; 3)открытость и доверительность отношений с детьми; 4)оптимистичность, жизнерадостность взаимоотношений в семье; 5)последовательность в своих требованиях справедливость; 6)оказание помощи ребёнку, отзывчивость. Основные направления семейного воспитания:1.Физическое воспитание – основано на здоровом образе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма и т. д.2.Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, способностей. 3.Нравственное воспитание – где на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга. 4.Эстетическое воспитание – призвано развивать художественные таланты и дарования детей или, как минимум, формировать представления о прекрасном. 5.Трудовое воспитание – закладывает основу будущей праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивается, как правило, плохо. Условия успешного воспитания в семье.Выдающийся русский педагог 19-20 века П.Ф. Лесгафт определил условия, при которых каждый ребёнок может стать «предельно нормальной личностью», следующим образом:1.Атмосфера любви и взаимного уважения. 2.Наличие высоконравственного воспитателя. 3.Регулярный и радостный общественно-полезный труд. 4.Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка. 5.Гармоническое развитие всех способностей ребёнка. 6.Соблюдение принципа постепенности и последовательности. 7.Ограждение ребёнка от контактов с бенравственными людьми. 8.Взаимоотношения между супругами. 9.Контакт глаз между родителями и детьми. 10.Физический контакт.11.Пристальное внимание. 12.Дисциплина.Причины неправильного воспитания в семье.Неправильное воспитание в семье уродует характер ребёнка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Причины такого воспитания в семье различны:1.Безнадзорность, или бесконтрольность. 2.Гиперопека. 3.Воспитание по типу «Золушки». 4.»Жестокое» воспитание. 5.Физическое наказание. 6.Авторитет подавления. 7.Авторитет тщеславия. 8.Авторитет педантизма. 9.Авторитет морализирования. 10.Авторитет сентиментальности. 11.Авторитет добродушия. 12.Авторитет панибратства. 13.Авторитет подкупа.
Вопр№13.Правовые основы семьи.Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения кот происходят в гос и общ жизни страны. В основе семейного воспитания лежит семейное право,кот закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативны ми документами о браке, о правах ребенка, о семье. В 1990г вступила в силу Конвенция ООН«О правах ребенка» по которой: 1 обеспечение равенство детей независимо от происхождения, расы 2 уважение к нац ценностям, понимание и терпимость в отношении других культур и народов 3 гарантируется правовая защита детей от любого насилия и т д. Фундаментом Конвенции являются 4 основных принципа: принцип недискриминации 2 принцип приоритетности интересов детей: в случае возникновения противоречий между интересами детей и других групп населения отдавать предпочтение «важнейшим Интересам детей» 3 принцип уважения права детей на выражение собственных взглядов, предоставление детям права участвовать в принятии решений 4 принцип соблюдения прав детей на жизнь, создание нормальных условий для жизни детей. В Конвенции Ии изложены все категории прав личности 1 основные права- это права на жизнь, свободу мысли, вступать в брак, на безопасность 2 процедурные – на равенство перед законом, на гражданство, 3 политические- на свободу мысли, совести, религии, на свободу мирных собраний 4 эконом, соц, культурные включают- право на труд, соц обеспечение, на образование. В 1993 был принят Закон РБ О правах ребенка.
Вопр №14. Игра и её влияние на личность. Типы игр. Игру часто определяют как деятельность, выполняемую не для получения каких-либо материальных или идеальных продуктов, а ради развлечения. На самом деле – это нечто большее. Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования свидетельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного в игре осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования. Функции игры в жизнедеятельности человека: 1)предоставление возможности человеку попробовать или реализовать себя в воображаемых ролях и образах; 2)моделирование жизненных ситуаций борьбы, соревнования, конкуренции, достижения успеха и т.д.; 3)создание условий для взаимодействия, общения, взаимопомощи;4)сплочение людей в общности, пусть и временные, но порой тяготеющие к сохранению;5)выявление и развитие личностных качеств играющих, их ловкости, находчивости, решительности, настойчивости, честности и т.д.; 6)создание пространства для фантазии, импровизации, открытия чего-то нового;7)удовлетворение потребности людей в получении удовольствия или наслаждения, в том числе и от умения блеснуть своими знаниями, расширить свой кругозор, обогатиться знаниями других людей. Игры бывают: 1.подвижные и интеллектуальные; 2.индивидуальные, парные и групповые;3.состязательные и ролевые. Каждая игра имеет свои правила или условия. Если правила всегда определяют характер игры однозначно, то условия – произвольны, ситуативны. Можно сказать, что условия – это правила, которые по ходу игры могут изменяться. Игры, используемые в обучении (дидактические), бывают ролевыми, имитационными, деловыми и организационно-деятельностными.Особенно важной формой жизнедеятельности игра является для детей. Игры обеспечивают детям возможность овладения общественным опытом,а также физическое, интеллектуальное, нравственное развитие личности. В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребёнка, игры очень просты. Игровые действия здесь выражаются в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях предметами. В этих играх, которые Жан Пиаже называл сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляется первоначальное ознакомление с миром. В дошкольном возрасте ведущими являются сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из жизни. Дети с помощью игрушек и другого игрового материала перевоплощаются в других людей, а иногда в животных, беря на себя их роли. Используя вместо реальных вещей их условные обозначения, дети готовятся к пониманию знаков–слов, букв, математических символов. Особого внимания заслуживают современные компьютерные игры, привлекающие к себе всё большее количество поклонников. Наряду с позитивными функциями, они несут с собой опасность формирования психологической зависимости от них. Механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр основан на потребности человека в уходе от реальности и принятии роли. Каждый день компьютерные фанаты «получают дозу» - кто 20 минут, кто час, а кто и значительно больше. Круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение потребности в игре на компьютере. И это, безусловно, одна из актуальных психолого-педагогических проблем. В последние годы в практике психологической помощи получают распространение терапевтические игры, которые организуются с целью коррекции личностного развития или компенсации недостатков общения, преодоления застенчивости, замкнутости