Содержательные основы формирования гражданской компетенции в программах области «Окружающий мир»

Автор программы Наз вание прог рам мы Ком по нент граж дан ской ком п. Результаты освоения программы
А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин [8] «Я и мир вокруг» деятельностный, когнитивный     эмоционально-волевой     1-2 кл. - оценка жизненных ситуаций 3-4 кл. Часть 2. Мое Отечество 1-я линия развития – уметь объяснять мир: - узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; - отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; - объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; - по году определять век, место события в прошлом; - отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. - узнавать современные герб, флаг, гимн России; - показывать на карте границы и столицу. 2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру: - учиться объяснять свое отношение к родным и близким людям; к прошлому и настоящему родной страны. Часть 2. Человек и человечество 1-я линия развития – уметь объяснять мир: - по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера; - отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; - объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств;национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. 2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру: - объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; - замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая [45] Зеле ный дом когнитивный - осознание себя гражданином своей Родины; - зарождение элементов гражданского самосознания; - использовать исторические и обществоведческие понятия для решения учебно-познавательных задач; - узнавать государственную символику РФ, различать герб и флаг России от символики других стран; - находить на карте Российской федерации ее столицу, свой регион, столицу своего региона; - показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий; - понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; - описывать изученные события из истории России; - рассказывать об исторических деталях; приводить примеры из исторических событий или фактов культуры, оценивая их значимость для народа и государства; - объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей; - различать прошлое и настоящее, соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком.  
И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин     «Окружаю щий мир» когни тивный - знания о нашей стране — России; -столица, герб, флаг, гимн России; -представление о народах, населяющих нашу страну, национальные обычаи, традиции; - города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях; - знания основного закона страны Конституции; - знание прав и обязанностей ребёнка. Как устроено наше государство; - знания об органах власти; - знания история нашей Родины
Н.Я Дмитриева, А.Н Казаков [20] Мы и мир вокруг Эмо цио наль но-воле вой компо нент Личностные универсальные учебные действия – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

По содержанию таблицы видно, что все программы области «Окружающий мир» заведомо предполагают осуществление гражданского воспитания. Это направление работы осуществляется в начальной школе на протяжении всего курса обучения. При этом каждая программа направлена на отработку хотя бы одного из компонентов гражданской компетенции. Очевиден тот факт, что в программах области «Окружающий мир» заложен пропедевтический курс гражданского воспитания. Возникает проблема каким образом осуществить этот процесс, чтобы он стал наиболее эффективным. Описание работы по формированию гражданской компетенции мы изложили во второй главе нашего исследования.


Наши рекомендации