Главные мысли о педагогике
Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками…а только искусствами… Педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества – их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не выражению совершенства на полотне или мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека – его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек. Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств (К.Д. Ушинский).
Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукой воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство… Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же приводит успешно правила воспитания в исполнение, т.е. в самом деле воспитывает, тот есть практический воспитатель и педагог (А.Г. Ободовский).
Педагогика имеет своим предметом все то, что служит к возвышению человека посредством воспитания на ступень, сообразную его сущности (П.Г. Редкин).
Педагогика – прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности» (С.И. Гессен).
На педагогику смотрят как на практическую науку, педагогика даже не наука, но искусство…Педагогика есть не что иное, как прикладная философия (П.П. Блонский).
Лучше говорить о педагогике как о науке и искусстве… Классическая педагогика имеет универсальный стержень … – гуманизм в подходе к ребенку в педагогическом процессе (Ш.А. Амонашвили).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................... 3
Глава 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 5
1.1. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики ............ 5
1.2. Становление и развитие философии образования. Ее междисциплинарный контекст ...................................................................... 8
1.3. Ведущие тенденции в развитии современного образования. Основные противоречия ......................................................................... 19
1.4. Концепции, теории и модели образования ........................... 26
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ............................................................... 36
2.1. Концепции содержания образования .................................... 36
2.2. Образовательные стандарты и базисный учебный план. Государственный образовательный стандарт ................................... 40
2.3. Образовательные программы и учебники ............................ 42
2.4. Педагогический процесс как система и целостное образование 45
2.5. Понятие об образовательной системе. Образовательные учреждения ................................................................................................. 48
2.6. Процесс обучения. Преподавание и учение .......................... 50
2.7. Составляющие процесса учения. Проблемы социального научения человека. Рефлексия .............................................................. 51
2.8. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений ........................................ 55
2.9. Инновации. Авторские школы .............................................. 58
Глава 3. ВОСПИТАНИЕ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ................................................................................... 62
3.1. Понятие о воспитании. Социальная сущность воспитания .. 62
3.2. Виды воспитания .................................................................... 66
3.3. Педагогические теории воспитания ....................................... 70
3.4. Цели и задачи воспитания в современных условиях. Генезис целей воспитания .............................................................................. 75
3.5. Содержание и проблемы воспитания .................................... 81
Глава 4. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ .................................................................................................. 84
4.1. Закономерности процесса воспитания .................................. 84
4.2. Принципы воспитания ........................................................... 86
4.3. Методы и стили воспитания ................................................... 90
4.4. Воспитательный процесс. Условия его эффективности ........ 96
4.5. Воспитательная система. Требования к воспитательной системе с позиции модернизации образования ........................................ 98
Глава 5. ДИДАКТИКА – ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ........................... 100
5.1. Закономерности и принципы обучения .............................. 100
5.2. Методы обучения ................................................................. 102
5.3. Средства обучения ............................................................... 104
5.4. Формы и организация обучения ......................................... 107
Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ .............. 111
6.1. Понятия «управление» и «педагогический менеджмент» .. 111
6.2. Теория управления. Основные понятия теории управления 114
6.3. Управление образовательными системами ......................... 119
6.4. Государственно-общественная система управления образованием 121
6.5. Основные функции педагогического управления ............... 123
6.6. Принципы управления педагогическими системами .......... 128
6.7. Методы, стиль и формы управления педагогическими системами 130
Образовательный менеджмент и маркетинг. Менеджмент и маркетинг в сфере профессионального образования ............................. 134
6.9. Учреждения общего и профессионального образования и проблемы управления их развитием ................................................... 136
6.10. Понятие о качестве. Качество образования ...................... 137
6.11. Государственная политика в области качества образования 139
Глава 7. ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ................................................................................................ 143
7.1. История профессионального образования в России. Этапы становления и развития профессионального образования .............. 143
7.2. Становление профессионального образования за рубежом 148
Глава 8. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................................. 154
8.1. Понятия «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка» .......................................................................... 154
8.2. Профессиональное становление личности специалиста. Этапы профессионального становления ............................................... 157
8.3. Основные направления развития системы профессионального образования в России .................................................................. 161