Формирование кинетической основы двигательного акта
Развитие динамической организации движений пальцев рук осуществляется в процессе выполнения упражнений двух видов:
а) с использованием последовательно организованных движений;
б) с использованием одновременно организованных движений.
В процессе коррекционного воздействия предлагается использовать следующие упражнения:
“Блины”. Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.
“Кошечка”. Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.
“Шалтай-Болтай”. Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую — ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.
“Кошка-мышка”. Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.
“Пальчики-драчуны”. Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.
“Здравствуй, пальчик”. Поставить локоть на стол. Прижимать подушечку большого пальца руки поочередно к подушечкам остальных пальцев. Упражнение выполняется под счет логопеда (медленный или быстрый) пальцами то правой, то левой руки и одновременно пальцами обеих рук.
“Молоточки”. Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет логопеда, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.
“Бинокль”. Второй, третий, четвертый, пятый пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.
“Филин”. Сделать “бинокль” и разъединить сомкнутые пальцы рук.
“Заборчик”. Поставить локти на стол, соединить ладони рук друг с другом. Последовательно, начиная с мизинцев, переплетать пальцы рук друг с другом.
Вариант: сделать “заборчик”, одновременно переплетая пальцы рук друг с другом.
“Человечки”. Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем — одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.
“Раки”, Положить на стол ладони рук: правая — с сомкнутыми пальцами, левая — с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.
Все упражнения проводятся по образцу и (или) словесной инструкции.
Кроме указанных выше упражнений в процессе логопедической работы широко используются различные игры, потешки, сказки, содержанием которых является диалог в сочетании с движениями пальцев рук, например “Ладушки”, “Сорока-ворона”, “Идет коза рогатая”, “Пальчик-мальчик” и т. д. Введение в систему логопедической работы указанного материала позволяет параллельно с воздействием на мелкую моторику оказать определенное влияние на развитие речи детей с ЗПР.
При развитии динамической координации рук, помимо специально подобранных упражнений, целесообразно проводить работу с мозаикой, пластилином, ножницами, карандашом и т. д.
Рекомендуемая литература
Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. № 1.
Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. ... канд пед наук. СПб., 1996.
Голубева Г. Г. Формирование темповой организации высказывания у дошкольников с задержкой психического развития // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб., 1997.
Голубева Г. Г. Механизмы фонетических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития // Актуальные проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей с проблемами в развитии. СПб., 1998.
Голубева Г. Г. Характер нарушения сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи у детей с ЗПР // Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. СПб., 1999.
Голубева Г. Г. К вопросу изучения нарушений восприятия и дифференциации звуков речи у дошкольников с ЗПР // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями. СПб., 1999.
Гуревич М. О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930. Т. 1, 2.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной М., 1984.
Лалаева Р. И. Нарушения речи у детей с ЗПР. СПб., 1992.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. № 3.
Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989.
Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994.
Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990. № 3.
Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1991.
Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития (для членов МПК и работников специальных школ). Составитель К. С. Лебединская М., 1980.
Слепович Е. С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1978.
Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.
Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976.
Торсуева И. Г. Некоторые вопросы методики обучения интонации // Иностранные языки в школе. 1976. № 2.
Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.
Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990.
Черемсина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1989.