Роль АПН СССР и РАО в развитии педагогики в России

Академия Педагогических наук СССР – научное учреждение, объединившее ученых в области педагогики, психологии и других наук, а также деятелей народного образований. Создана по постановлению СНК СССР в 1943 году в Москве как Академия Педагогических наук РСФСР. В 1966 году была преобразована в Академию Педагогических наук СССР в целях объединения научно-педагогических сил страны и координации исследований. Действовала до 1991 года.

Президенты Академия Педагогических наук: В.П.Потемкин(1943-1946гг); И.А.Каиров (1946-1967гг); В.М.Хвостов(1967-1971гг); В.Н.Столетов(1972-1981гг); М.И.Кондаков (1981-1987гг); В.Г.Костомаров(1990-1991гг).

Академия Педагогических наук вела психолого-педагогические исследования с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. На Академию Педагогических наук возлагались задачи:

-обеспечения участи творчески работающих педагогов в научных исследованиях,

-обобщение и распространение опыта развития образования и педагогических наук в СССР и за рубежом,

-координация в стране исследований по приоритетным направлениям развития педагогической науки и образования связи с Академией Педагогических наук СССР, отраслевыми и республиканскими академиями,

-установления прямых связей с зарубежными научными учреждениями

-создания научных проблемных советов по различным направлениям развития педагогической науки. Организации научной конференции и совещаний.

Публиковала результаты исследований, издавала научные и научно-педагогические журналы; образовала подготовку и повышение квалификации научно-педагогических кадров.

Высшим органом было общее собрание членов академии, собиралось оно 3 раза в год. Президент избирался на 5 лет.

Отделения: методологии; теории и истории педагогики; общего и профессионального образования; психологии, возрастной физиологии и дефектологии; философии, социологии. Образования и культуры.

Российская академия образования – государственная академия наук, объединяющая ученых, работающих в сфере образования и педагогики. Является преемницей Академии Педагогических наук СССР с 1992года. Президентом Российской академии образования с 1997года является Николай Никандров.

В состав Российской академии образования входит 278 членов (академиков и членов корреспондентов), а также отдельные структурные подразделения и организации:

*Президиум

*Отделение философии образования и теоретической педагогики:

*институт теории образования и педагогики

*институт педагогических инновации

*институт управления образованием

*Отделение психологии и возрастной дефектологии:

*психологический институт имени Л.Г.Щукиной

*институт развития дошкольного образования

*институт возрастной физиологии

*институт коррекционной педагогики

*Отделение общего среднего образования:

*институт содержания и методов обучения

*институт электронных программно-методических средств обучения

*институт развития образовательных систем

*Центр экспериментальной психодидактики

*институт стратегических исследований в образовании

*Отделение профессионального образования:

*Институт педагогики и психологии профессионального образования

*институт педагогического образования

*институт образования взрослых

*институт информатизации образования

*научно-образовательный центр Российской академии образования

*Отделение образования и культуры:

*государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания

*институт художественного образования

*институт социально-педагогических проблем сельской школы

*центр социологии образования

*Региональные отделения и учреждения Российской академии образования

*Образовательные учреждения Российской академии образования

*университет Российской академии образования

*Организация научного обслуживания и социальной сферы

*Научная педагогическая библиотека имени К.Д.Ушинского.

Российская академия образования сегодня:

В течение отчетного года основные исследования Академии проводились в рамках утвержденной Правительственной Программы фундаментальных исследований. Помимо повышения ответственности; она означала необходимость оптимального соотношения меду планированием сразу, т.е. учета предложений самих институтов и исследования, и планирования сверху, когда в основу положены реальные интересы системы образования и всех составляющих. Среди поручений Правительства есть те, которые направлены прямо к Академии. Речь идет о проведении силами Академии анализа качества подготовки школьников по всем учебным предметам, а также о необходимости представить в Минобразование рекомендации по обновлению программ повышения квалификации и переподготовки учителей.

Академии придется продолжить и в основном завершить работы, которые окажут долговременной и позитивное влияние на всю российскую систему образования. Речь идет о стандартах общего образования для всех ступеней школы, о роли Академии в проведении эксперимента по введению курса основ религиозной культуры и светской этики и в работе по обновлению педагогического образования.


Наши рекомендации