Отечественная педагогическая наука
_--«^7г>-^~' |
ilk |
t |
И.А. Kaupoe |
ния в высшей школе. Не меньше вопросов вызывает и степень магистра, которая присуждается по окончании третьего уровня высшего учебного заведения. Статус магистра не дает специалисту каких-то особых прав. Вариант третьего уровня подготовки студента в высшей школе, который трактуется как подготовка специалиста, с точки зрения законодательства вообще не имеет правовых основ, так как в системе высшего образования предусматривается шестилетний срок обучения, а на подготовку специалиста после получения степени бакалавра отводится всего лишь один год.
Много проблем возникло и от введения многопрофильности образования, когда учебные заведения получили право на подготовку студентов по специальностям, не соответствующим профилю вуза. Открытие дополнительных факультетов, чаще всего на коммерческой основе, нанесло ущерб основной профильной подготовке, вызвало тенденцию к изменению профилей вузов в целом. В случае, когда речь идет о государственном высшем учебном заведении, скорее всего, требуется государственный, а не местнический подход к решению такого рода вопросов, хотя это и трактуется как ограниченные права учебных заведений на академическую свободу.
Отечественная педагогическая наука после Второй мировой войны |
Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся еще в первые годы советской власти в России, продолжали развиваться и в послевоенные годы. Большое внимание в послевоенный период уделялось созданию обобщающих педагогических трудов. К ним можно отнести работы Николая Кирилловича Гончарова (1896—1955) «Основы педагогики» и «Вопросы педагогики», работы Ивана Андреевича Каирова (1893—1978) «Современные проблемы педагогической науки и роль научных исследований», его учебник «Педагогика», первое издание которого вышло еще и предвоенные годы, книга Ф.Ф. Королева и В.Е. Гмурмана ■Общие основы педагогики», «Школоведение» под редакцией А.Н. Волковского, учебники по педагогике И.Т. Ого-родникова, Т.А. Ильиной и многие другие труды, пополнившие фонд педагогической литературы. Значение этих работ
Глава 16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ
Отечественная педагогическая наука
М.А. Данилов |
заключалось в том, что в них систематизировалось все то, что было накоплено советской педагогической наукой в предыдущий период. В области дидактики широкую известность получили работы, систематизировавшие педагогические представления о содержании и процессе обучения и образования. Вышли в свет такие капитальные труды, как «Дидактика» Михаила Александровича Данилова (1899—1973) и Бориса Петровича Есипова (1894—1967), «Дидактика» под редакцией Б.П. Есипова и его книга «Самостоятельная работа учащихся на уроках»; такие работы Михаила Николаевича Скаткина (1900— 1991), как «Совершенствование процесса обучения», «Дидактика средней школы» и «Проблемы современной дидактики». Эти и многие другие работы оказали существенное влияние на развитие педагогики в нашей стране. На их основе создавалась учебная литература, намечались программы дальнейших научных исследований, получили теоретический фундамент разработки в области частных методик преподавания различных предметов.
Нельзя не обратить внимания на возросший в послевоенные годы интерес к истории педагогики и школы. Особое значение в это время имело создание серии книг по истории педагогики, охвативших временной период от древнейших времен до середины 80-х гг. XX в, Стремление составить наиболее полное представление о процессе раз вития школы и педагогики отвечало общей тенденции развития россий ской педагогической науки в после военный период. В отличие от анало гичных работ предвоенного периоде нельзя не отметить фундаментально сти и тщательности в решении ни учных задач.
Не менее значимым событием был
выход в свет серии «Антологий пени
готической мысли народов <!(< ('•
(1985—1990) с древнейших промен ж»
Б.П. Есипов началаXXв., включивших нссбй пни
более важные произведения отече- I ственньгх педагогов, мыслителей и уникальные документы.
В послевоенный период российскими педагогами была проведена колоссальная работа по сохранению педагогического наследия прошлого. Впервые вышли в свет собрания сочинений К.Д. Ушинского, П.Ф. Лес-гафта, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко и др.
В серии «Педагогическая библио
тека» были изданы избранные тру
ды Я .А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо,
И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого,
П.Ф. Каптерева, В.И. Водовозова, м.Н. Скаткин
П. П. Блонского и многих других зарубежных и отечественных педагогов.
В послевоенный период российскими педагогами был проведен ряд серьезных исследований в области истории школы и педагогики. На их основе в 50—70-е гг. были опубликованы такие книги, как «Очерки по истории средней школы» Николая Александровича Константинова (1894—1958), «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века» Шолома Йзраилевича Ганелина (1894—1974), «Основы и система дидактики К.Д. Ушинского» Василия Яковлевича Струминского (1880— 1967), «Очерки по истории начального образования в России» Н.А. Константинова и В.Я. Струминского и др.
После второй мировой войны в
России внимание ученых привлек
проблемный подход к историко-пе-
дагогическим исследованиям. Про
блемный подход в отличие от био
графического, сводившегося чаще
всего к пересказу педагогических
взглядов отдельных педагогов, мыс
лителей, а то и просто обществен
ных деятелей и частных лиц, потре
бовал от исследователей целостного
анализа научных проблем. Результа
ты такого исследования имеют не
сравнимо более высокую научную
и шчимость. Можно назвать такие ра
боты, как «Теория и практика тру
довой школы в Германии» А.И. Пис- В.Я. Струминский
504 Глава 16- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ
Отечественная педагогическая наука
кунова, «Трудовое обучение в Англии» К. И. Салимовой, «Школа и педагогика США до Второй мировой войны» Л.Н. Гончарова, «Теория образования в России начала XX века» С.Ф. Егорова и большое количество диссертационных исследований проблемного характера.
Л. В. Занков |
В российской педагогике второй половины XX в. разрабатывались и новые для данного периода проблемы. Так, широкое распространение приобрели исследования в области развивающего и воспитывающего обучения. Идея совершенствования обучения как средства воспитания и развития ребенка давно вошла в число наиболее распространенных в педагогике, но в нашей стране она приобрела новое звучание применительно к дидактике начальной школы. Такие работы, как «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Леонида Владимировича Занкова (1901—1977), «Психология обучения младшего школьника» Даниила Борисовича Эльконина (1904—1984), «Проблемы развивающего обучения» Василия Васильевича Давыдова (1930— 1999), продолжают оставаться актуальными и пользуются популярностью как у исследователей, так и у педагогов-практиков. В них были раскрыты психолого-педагогические закономерности влияния процесса обучения на развитие и воспитание личности, предложены и обоснованы подходы к отбору содержания и организации полноценного обучения младших школьников.
■ те Д. Б. Эльконин |
т |
В педагогике послевоенного периода имели место исследования и области проблемного и программи рованного обучения. В 60—70-х гг. пользовались популярностью такие работы, как «Проблемное обучо ние» И.Я. Лернера, «Проблемное обучение. Основные вопросы ТОО рии» М.И. Махмугова, «Теоретичос кие проблемы программированно го обучения» Н.Ф. Талызиной и пр Следует заметить, что при m пользовании педагогической ли при туры советского периода, ПКЛЮЧМ его послевоенный этап, псоПходИ
мо еще раз напомнить о ее крайней политизированности и идеологизи-рованности, что находило отражение как в отборе фактического материала, так и в его интерпретациях. Многие оценочные суждения, трактовки причинно-следственных связей явлений, определения, термины и т.д. могут быть сильно искажены и не соответствовать более поздним представлениям.
На рубеже веков сложно не только оценить, но и просто перечислить течения, наметившиеся в отечественной педагогике в последнем десятилетии XX в. Проблема заключается в том, что эти направления развития педагогики только начали формироваться, и говорить об их особенностях пока рано. Но процесс этот !!--одолжается с нарастающей силой. Логика развития педагогической науки в России в XXI в., скорее всего, будет совпадать с той, которая займет превалирующее положение в мире. Общие устремления к миру, гуманности и открытости несомненно повлияют на цели воспитания, его теорию и практику.
Педагогика накопила немалый научный потенциал, ко-i орый необходимо использовать как в дальнейших исследо-паниях, так и в практике обучения и воспитания. Образова-11 ие как важное направление социальной деятельности чело-иска, воспитание и обучение как профессиональная деятельность специалистов требуют развития научных основ.
Рекомендуемая литература
Лранскш B.C., Латинская В.П. Система народного образования в Англии. М., 1961.
ИрунерДж. Процесс обучения / Пер. с англ. М.,1962.
Iбуржуазная педагогика на современном этапе /Под ред. ЗА. Мальковой и Б.Л. Вульфсона. М., 1984.
Вопросы школоведения / Под ред. П.В. Зимина и др. М., 1974.
Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1996.
Ц.пнилов М.А. Процесс обучения в советской школе. ML, 1960.
Данилов М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношении. М., 1971.
Чшшлов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.
Циспров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.
Глава 16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ
Закон РФ «Об образовании». М., 1996.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.
Ильина ТА. Педагогика: курс лекций. М., 1984.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.
Клинберг Л. Проблемы теории обучения / Пер. с нем. М., 1984.
Кондаков М.И. Ленинские принципы организации народного образования. М., 1970.
Константинов НА., Медынский Е.И., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебникдля педвузов. М., 1966.
Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины / Пер. с англ. М., 1965.
Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире / Пер. с англ. М., 1970.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. М., 1986.
Ланда Л.Н. Кибернетика и проблемы программированного обучения, М., 1970.
Латинская В.П. Средняя общеобразовательная школа современной Англии. М., 1977.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
Малькова ЗА. Современная школа США. М., 1971.
Марев И. Методологические основы дидактики / Пер. с болг. М., 1987.
Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985.
Машбиц ЕМ. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988.
Медынский Е.Н. История педагогики: Учебникдля педвузов. М., 1947.
Общие основы педагогики / Под ред. Ф.Ф. Королева и В.Е. Гмур мана. М., 1967.
Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. М., 1990
Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пединститу ion / Под ред. проф. И.Т. Огородникова. М., 1978.
Педагогика / Под ред. И.А. Королева и др. М., 1956.
Педагогика / Под ред. Г. Нойнера и Ю.К. Бабанского. М., I97H,
Советская школа на современном этапе. М., 1977.
СтоларовЛ.М. Обучение с помощью машин/ Пер. с англ. М, \КНА
Сухомлинский ВА. Избранные педагогические сочинения: II И / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М., 1979.
Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированием
обучения. М., 1969. Тангян СА. Образование и общественный прогресс и pin НИР 1И щихся странах. М., 1975.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучении. М , \ЧЩ
Яркина Т.Ф. Критический анализ состояния и тенденции (шиш тия буржуазной педагогики ФРГ. М., 1979.
Содержание
Введение............................................................................................................ 3
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТ
НОМ ОБЩЕСТВЕ.................................................................................... 8
Происхождение воспитания и его развитие в условиях
первобытного общества.............................................................. ...........8
Зарождение организованных форм обучения и воспи
тания............................................................................................................ 10
Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя .................. !5
Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА... 19 Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций ......................................................................................... 19
Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия)..................... 21
Школа и воспитание в Древнем Египте............................................ 25
Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве ..... 28
Воспитание и школа в Древнем Иране............................................. 31
Воспитание и школа в Древней Индии ............................................ 32
Школьное дело и зарождение педагогической мысли
в Древнем и средневековом Китае...................................................... 40
Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
В АНТИЧНОМ МИРЕ............................................................................ 50
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.............. 50
Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. до н.э.)...................... 67
Воспитание, образование и педагогическая мысль
в Древнем Риме......................................................................................... 74
Зарождение христианской традиции воспитания.......................... 80
Воспитание на периферии Римской империи в первые
века нашей эры........................................................................................ 84
Глава 4. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
В ВИЗАНТИИ........................................................................................... 89
Основные этапы развития культуры и просвещения
в Византии................................................................................................. 89
Воспитание и образование в Византии............................................ 93
Педагогическая мысль в Византии..................................................... 97
Византийское влияние на дальнейшее развитие просве
щения........................................................................................................ 105
Глава 5. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ............................................................... ПО
Влияние церковной культуры на развитие образования.......... 110
Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения................. 116
Реформация и ее влияние на образование и воспитание ... 123
Контрреформация и формирование иезуитской систе
мы воспитания....................................................................................... 126
Глава 6. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕ
СКАЯ МЫСЛЬ У НАРОДОВ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕ
ГО ВОСТОКА В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕ
ВЕКОВЬЯ................................................................................................ 129
Возникновение ислама и формирование исламской тра
диции в воспитании.............................................................................. 129
Практика школьного образования в странах Ближнего
и Среднего Востока ............................................................... 131
Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
в эпоху средневековья......................................................................... 133
Просвещение на территории средневековых государств Закавказья............................................................................... 140
Глава 7. ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ДО XVII в.) .................................................... 145
' Воспитание и обучение у древних славян ........................... 146
Воспитание и обучение в Киевской Руси в X—XIII вв.............. 148
Воспитание и обучение в XIV—XVI вв.......................................... 155
Образование в Русском государстве в XVII в.............................. 159
Педагогическая мысль в России к концу XVII в.......................... 164
Глава 8. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ В
XVII-XVIII вв......................................................................................... 177
Педагогические идеи В. Ратке........................................................... 174
Педагогические идеиЯА. Коменского как составная часть
его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».... INI
Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной
Европы к началу XVIII в.................................................................... \{Н
Движение за обновление школьного образования и мс
тодов обучения............................................................................... ., \Щ
Школьное образование в Англии XVII—XVIII км........... ,...., 101
Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитании
и образования Джона Локка........................................................... '•"•
Педагогическая мысль во Франции XVIII в.................................. 212
Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо............................... 214
Проекты реформ народного образования в эпоху Вели
кой французской революции (1789—1794)................................... 221
Школа и просветительско-педагогическая мысль в Се
вероамериканских Штатах в эпоху европейского Про
свещения.................................................................................................. 225
Глава 9. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОС
СИИ В XVIII в........................................................................................ 233
Просвещение в России в начале XVIII в......................................... 233
Школьное дело при Петре I................................................................ 240
Деятельность Л.Ф. Магницкого и дальнейшее развитие
школ.......................................................................................................... 245
В.Н. Татищев и начало профессионального образования
в России.................................................................................................... 250
Просвещение и школа после Петра I............................................... 256
Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова......................... 257
Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой................... 262
Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого............... 264
Глава 10. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В XIX в.
(до 90-х гг.).............................................................................................. 277
Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.)............................................... 277
Педагогическая теория и практическая деятельность
И.Г. Песталоцци..................................................................................... 281
Педагогическая теория Й.Ф. Гербарта........................................... 290
Педагогические идеи и практическая деятельность
Ф.А.В. Дистервега................................................................................. 306
Педагогические идеи Г. Спенсера.................................................... 316
Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.).... 321
Вопросы воспитания в европейских социальных учениях
XIX в.......................................................................................................... 327
Коммунистическое учение К. Маркса
и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам
воспитания и образования................................................................. 332
Глава 11. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
В РОССИИ ДО 90-х гг. XIXв.............................................................. 339
Развитие школы и становление школьной системы................... 339
I кдагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия .... 350
К.Д. Ушинский — крупнейший педагог XIX в. в России
и его последователи............................................................................. 358
Глава 12. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХв.......................................................... 374
Движение за реформу школьного дела в конце
XIX в......................................................................................................... 374
Основные представители реформаторской педагогики............ 376
Опыт организации школ на основе идей реформатор
ской педагогики..................................................................................... 390
Глава 13. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХв. (до 1917 г.)................................... 399
Народное образование в России в конце XIX — начале
ХХв. и проблемы его преобразования............................................. 399
Педагогическая мысль в России в конце XIX — начале
ХХв............................................................................................................ 416
Глава 14. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ЗАПАДНОЙ ЕВ
РОПЕ И США В ПЕРИОД МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТО
РОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918-1939).................................. 438
Глава 15. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ С ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. ДО ОКОНЧАНИЯ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1917-1945) ....451
Политико-идеологическая направленность переосмы
сления задач, структуры и содержания общего образо
вания после Октябрьского переворота 1917 г.............................. 452
Проблемы содержания и методов учебно-воспитатель
ной работы в школе 20-х гг................................................................ 461
Педагогическая наука в России и русском зарубежье
после 1918 г............................................................................................ 466
Великая Отечественная война 1941—1945 гг. и школа............ 482
Педагогическая наука в годы Великой Отечественной
войны........................................................................................................ 484
Глава 16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКО
Л Ы И ПЕДАГОГИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДА И СССР
(РОССИИ) ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ...................... АНН
Школа в Западной Европе и США после второй миро
вой войны................................................................................................ 'I'M
Педагогическая наука в странах Запада.................................. ,,, 493
Образование в странах Восточной Европы и СССР
(России) во второй половине XX в................................................... -1%
Отечественная педагогическая наука после второй ми
ровой войны....................................................................................... - (101
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.
ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ
ОБЩЕСТВЕ ДО КОНЦА XX в.
Учебное пособие для педагогических учебных заведений
Под ред. Лискунова Алексея Ивановича
Редакторы Т.В. Журавская, II.Е. Чемериз
Художник II. С. Костюк
Корректоры Я. А. Саморезова, В.И. Хомутова, Э.С. Корчагина
Компьютерная верстка И.А. Забелиной
Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены
в ТЦ Сфера
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00 г.
Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г.
Подписано в печать 16.09.04. Формат 84 X 108'/3,. Бумага типографская.
Уч. изд. л. 28,88. Доп. тираж 4000 экз.'Заказ № 4691.
11 |дательство «ТЦ Сфера», Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, кори 3. Тел.: (095) 056-75-05, 107-59-15.
Отпечатано с готовых диапозитивов наФГУП ордена «Знак Почета"
Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова.
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, д. 2.