Тема: Социальная среда как средство воспитания

Задание №1прочитайте текст, выделяя на полях, знаю «+», новое «-», думал иначе «!», возник вопрос «?».

  Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Семья является хранителем традиций, установок, мировоззрения, образов поведения. семья выполняет ряд функций: · Репродуктивную ( продолжение рода) · Хозяйственно-экономическую ( материальное обеспечение) · Воспитательную (формирование гражданской позиции) · Коммуникативную ( взаимодействие с другими социальными институтами) · Рекреативную ( сохранение здоровья, организация досуга) Семьи классифицируются по разным признакам: · По количеству членов семьи ( однодетные, многодетные, двухдетные, бездетные, полные, не полные, искаженные) · По условиям жизни (благополучные и неблагополучные) · По стилю воспитания ( гиперопекой, гиполпекой, авторитарные, либеральные, демократические) Существуют правила эффективного воспитания в семье: · Люби ребенка таким, какой он есть · Знай, особенности возрастных периодов и подбирай соответствующие методы воспитания · Умей выслушать · Быть примером во всем · Наказывать нужно не личность, а поступок ( не ребенок плохой, а то что он сделал плохо), объясняй как исправить ситуацию. · Не используй тотальный контроль · Будь заботлив в меру · Не унижай · Помни, от ошибок не застрахован никто · Больше разговаривай о жизни · Помогай решать трудности · Верь, что все получиться · На нарушай территориальных свобод · Оставляй право самому принимать решения.   По мнению ученых, развитие и формирование личности может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. В современной литературе под коллективом понимают: 1. любая организованная группа людей 2. только высокоорганизованная группа. В педагогике под коллективом понимают, объединение воспитанников, для которого характерны следующие признаки: · общая социально значимая цель · общая совместная деятельность · отношения ответственной зависимости · общий выборный руководящий орган.   т.о. школьный коллектив это – группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, при выполнении социально значимой деятельности и управляющая выбранным органом, при безусловном равенстве всех членов коллектива.   Воспитанник может быть членом учебного, трудового, общественного, спортивного, художественно-творческого, клубного и др. объединений. Проблеме воспитания личности в коллективе посвящены исследования И.П.Иванова, В.М. Короткова, Л.И. Новиковой и др. Одним из разработчиков развития коллектива является А.С. Макаренко. Учение А.С.Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение это форма жизни коллектива, остановка – смерть. А.С.Макаренко определил принципы развития коллектива: · гласность · перспектива · ответственность · параллельность действия   Стадии развития коллектива ( А.С. Макаренко) · формирование актива · влияние актива · высокий уровень организованности всех членов коллектива Между стадиями развития коллектива нет четких границ. На всех стадиях развития коллектива большую роль играют традиции коллектива,которые направлены на развитие общих норм и правил поведения, развивают общие переживания, развивают эмоционально- нравственные стороны, формирует мотивацию. А.С.Макаренко выделял, необходимость четко выбора практической цели, он назвал ее перспективой( близка, средняя и далекая перспектива): · близкая перспектива ( « завтрашняя радость» - выдвигается перед коллективом на любой стадии, и должна быть интересной для всех членов) · средняя перспектива ( перспектива события) · далекая перспектива ( дальняя цель развития) по мере достижения цели надо выдвигать новые перспективы.   Признаки сформированности коллектива (А.С.Макаренко) · мажор · дружеское единение · защищенность · ощущение собственного достоинства · такт · социально- психологическая зрелость членов коллектива.   На основе теории А.С.Макаренко, в современной педагогике, сложился другой подход к стадиям развития коллектива, его основателями считают Л.И. Новикову, А.Т.Куракина и др. · низкий уровень развития – группа – конгломерат ( например дети едущие в лагерь) это номинальная группа, объединенная условиями среды. Необходимо принять меры для сплочения например игры на знакомство. Как только произошло объединение, группа переходит на новую ступень. · Группа – ассоциация. Закладываются основы формирования актива. Для этого необходимы игры на выявление лидера. Организация совместной деятельность например составления коллажа. Следующая ступень · Группа – кооперация ( высокий уровень сотрудничества) межличностные отношения носят деловой характер направленный на достижения высокого результата. Возможна организация КТД. · Группа – автономия ( внутренне единство) на этом уровне происходит сплоченность группы, которые становятся основой для появления коллектива. Однако следует отметить, что часто на этой стадии происходит расслоение группы на группировки, микрогруппы, по интересам. И появляется группа – корпорация. Это приводит к изолированности. Замкнутости, борьбе внутри группы. Необходима сложная работа по сплочению коллектива. · Коллектив     пути сплочения коллектива: · Совместная деятельность · Традиции · Соревнования · Самоуправление ( совет класса, староста, учком, советы дела, штаб, трудовые советы и т.п.) · Осведомленность · Выработка общего стиля · Тон и такт · Игра · Викторины · КВН · Туризм Детские и юношеские объединения.   данные организации направлены на социализацию ребенка. значимость данных организаций в формировании новых устремлений, удовлетворении потребностей, формирование нового мировоззрения, осуществление воспитательной и коррекционной работы. принято различать объединения: · По содержанию ( трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и др.) · По времени существования ( постоянные и временные ( лагеря, инструктивные сборы)) · По форме управления ( неформальные, клубные)   Выбор объединения дело добровольное и носит вариативный характер. Существуют различные детские объединения « Союз друзей» ( г.Обнинск), « Юные патриоты», « Юная Россия», « Родники» , « Алые паруса» и др. Современными исследователями разработана модель детского объединения: · Мотивация · Адаптация · Освоение новых видов деятельности · Самореализация · Готовность к применению знаний и умений в жизненных ситуациях Принципы деятельности: · Гармонизация общечеловеческих ценностей · Включение воспитанников в социально- значимые отношения · Взаимосвязь детского самоуправления и педагогического руководства. образцы социального поведения, которые раскрываются перед воспитанниками в деятельности детского объединения благодаря взрослым и сверстникам, дают ему возможность поставить себя на их место и реализовать усвоенные нормы, раскрыв самобытность личности.    

Задание №2заполни таблицу ( кратко)



знал новое думал иначе вопрос
         

Задание №3запиши тему в тетради, составь план изучения темы и сделай опорный конспект.

Задание №4составь вопросы по теме

Вопрос уточнение_____

Вопрос обобщение__________

Вопрос рассуждение________

Вопрос размышление_____________

Задание №5 составте логическую схему ответа на вопрос.

Тема: Социальная среда как средство воспитания - student2.ru

Персоналии

А.С.Макаренко

Основная идея:

Основные труды:

Высказывание:

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери.

Тема: Индивидуально-дифференцированный подход в образовании.

Наши рекомендации