В муниципальных образованиях Республики Татарстан, муниципальных (государственных) образовательных организациях
№ | Перечень изучаемых вопросов | Методы изучения | Выводы и рекомендации |
Кадровое обеспечение | |||
Кадры сферы воспитания, анализ штатного расписания по отделу (управлению) образования, по школе и ОО ДОД, наличие вакансий, наличие должностных инструкции: - на уровне района (заместитель начальника отдела (управления) образования исполнительного комитета муниципального образования по воспитательной работе, методист по воспитательной работе, методист по дополнительному образованию, методист-психолог, специалист по направлению воспитательной работы), наличие дополнительного функционала у каждого профильного специалиста, - на уровне организации (наличие заместителя директора по воспитательной работе во всех школах (ставка, 0,5 ставки или др., кол-во часов как учителя-предметника), педагог – организатор, педагоги-психологи, социальный педагог, вожатый, педагог дополнительного образования, освобожденный классный руководитель, в каких школах нет ЗДВР Качественный состав кадров сферы воспитания, уровень квалификации кадров сферы воспитания, информация о прохождения курсов повышения квалификации. Результативность участия педагога в конкурсах профессионального мастерства, Результативность участия воспитанников педагога в конкурсах воспитательной направленности | Качественный анализ документов, оценка их полноты, анализ структуры управления воспитательной работы на уровне отдела (управления) образования, организации, соответствие рекомендуемой модели (взять копию штатного расписания, приказа о назначении на должность, должностных инструкций) Заполнение анкеты заместителем директора по воспитательной работе в организации (направить заранее) | проблемы, пути решения проблем, | |
2. | Рейтинговая оценка деятельности на уровне муниципального образования, образовательной организации | ||
Приказы по утверждению критериев рейтинговой оценки, дата, номер (на уровне управления (отдела) образования, образовательной организации); Организация работы по совместной разработке критериев, обсуждению, корректировки показателей рейтинговой оценки; Объективность критериев (на уровне управления (отдела) образования, образовательной организации), использование рекомендаций МОиН РТ по рейтингованию, учет особенностей системы образования муниципалитета при формировании рейтинга; Итоговый приказ по рейтингованию, использование результатов рейтинговой оценки в планировании деятельности, корректировки деятельности организации, в принятии управленческих решений | Качественный анализ документов, оценка их полноты, соответствие рекомендуемым критериям оценки деятельности на уровне республики (взять копии приказов по рейтингованию) Анализ подтверждающих документов | проблемы, пути решения проблем | |
Организации планирования на уровне муниципального образования, образовательной организации | |||
Наличие планов работы специалистов, организующих воспитательный процесс, структура анализа проблем при организации планирования, использование в работе рекомендаций августовского совещания работников образования и науки в планировании, учет специфики контингента обучающихся Проведение тематических педагогических советов по вопросам воспитания, Рассмотрение проблемных вопросов при главе муниципального района руководителе исполнительного комитета, отдела (управления) образованием, директоре школы, исполнение принятых решений, контроль за исполнением Работа в системе автоматизированной информационной системе «Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в Республике Татарстан», ответственные лица на уровне района, школы как об этом информированы школы, как заполняется база, Реализация комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения (правонарушения, наркомания, экстремизм и терроризм, суициды, жесткое обращение с детьми и др.) Работа по самообразованию педагогов на уровне района, организации Индивидуально-профилактическая работа с подростками группы риска, привлечение общественности к работе с ними, общественных воспитателей Работа детских и подростковых общественных организаций, органов ученического самоуправления - наличие нормативно-правовой базы по детскому движению и ученическому самоуправлению (устав, положение о совете). -наличие методических рекомендаций по развитию данных направлений работы. -наличие принятых нормативных документов, законодательных актов образовательной организации, органов школьного ученического самоуправления. -отражение данных направлений работы в приказах, положениях. - Наличие раздела на сайте образовательной организации, посвященного поддержке детских общественных объединений и органов ученического самоуправления -Участие в конкурсах районном, городском, муниципальном уровне. Результативность работы. - Работа с интерактивными образовательными программа «Классное содружество» | Анализ планов работы на уровне муниципального образования, образовательной организации за три последних года, Анализ протоколов совещаний, педагогических советов, конкретность сроков исполнения поручений, замечаний, предложений, ответственность по исполнению, результат исполнения Закрепление ответственного лица на уровне муниципалитета, организации, наличие в должностных инструкциях соответствующих положений, анализ информации по итогам работы за три последних года, Анализ плана работы, проведение экспресс-анкетирования среди педагогического коллектива, обучающихся Анализ плана работы, проведение экспресс-анкетирования среди педагогического коллектива, обучающихся Наличие социального паспорта класса, школы, района (города), актов обследования семей, качество их заполнения, организация индивидуальной работы с детьми и семьями, находящимися в СОП, ТЖС, «группе риска». Анализ плана работы, проведение экспресс-анкетирования среди педагогического коллектива, обучающихся | проблемы, пути решения проблем | |
Нормативно-правовое обеспечение деятельности | |||
Нормативно-правовая база в сфере воспитания и дополнительного образования детей (на уровне управления (отдела) образования, общеобразовательной организации, УДО), наличие документов на бумажном (электронном носителе, на усмотрение организации; - владение современной нормативно-правовой базой в сфере в воспитания и дополнительного образования детей, - своевременное обновление, обсуждение новых – нормативно-правовых документов, в том числе модельных стандартов: 1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; 2. Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы 3. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования." 4. Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях Республики Татарстан 3. Приказ МОиН РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой реакции»; 2. Приказ МОиН РТ № 2531/14 от 6 мая 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта предоставления муниципальной услуги «Организация отдыха и оздоровления детей в каникулярный период в пришкольных лагерях с дневным пребыванием» в новой редакции; 3. Приказ МОиН РТ № 2529/14 от 6 мая 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации | Анализ представленной базы, полнота, доступность работы с базой Анализ протоколов совещаний, педагогических советов, конкретность поставленных задач, сроков, исполнителей, контроль за исполнением принятых решений, корректировка деятельности, принятие соответствующих управленческих решений | ||
5. | Организация изучения деятельности в сфере воспитания, дополнительного образования | ||
Наличие документации по контролю за реализацией воспитательного процесса и его эффективности: - в управлении (отделе) образования: выходы в организации, разноплановость посещений (классные часы, анализ организации дополнительного образования в общеобразовательных организация с использованием ресурсов организаций дополнительного образования (особо) в школах,родительские собрания и т.д.), -разработка и реализация программ духовно-нравственного развития обучающихся в рамках реализации ФГОС; - деятельность по развитию детского движения - протоколы совещаний по ВР на уровне района, рассматриваемые вопросы (разноплановость, многоаспектность) - новые формы работы по патриотическому воспитанию, развитию детского движения - в образовательных организациях: -разработка и реализация программ духовно-нравственного развития обучающихся в рамках реализации ФГОС; контроль реализации на уровне школы - организация внутришкольного контроля, эффективность, выходы в классы, на занятия доп образований, разноплановость посещений (кл. часы, анализ планов работы, деятельность доп образования (особо) в школах,родительские собрания и т.д.), справки по итогам выхода, рекомендации по итогам выхода, конкретность сроков исполнения, замечаний, предложений, - протоколы совещаний по ВР на уровне школы, рассматриваемые вопросы (разноплановость, многоаспектность), конкретность сроков исполнения поручений, замечаний, предложений, ответственность по исполнению, результат исполнения - контроль за деятельностью школьных кружков и объединений от доп. образования, разнообразие, учет мнения родителей, качество программ, наличие утвержденных (согласованных программы, исполнение требований), контроль за посещаемостью. - контроль за деятельностью кружков по доп. образованию со стороны ОО ДОД - новые формы работы по патриотическому воспитанию, развитию детского движения Результативность работы | Анализ планов работы, анализ документов по контролю, справки по итогам выхода, принятие решений, разработка рекомендаций по итогам выхода, посещения мероприятий, контроль за исполнением рекомендаций, управленческие решения по итогам выхода конкретность сроков исполнения поручений, замечаний, предложений, ответственность по исполнению, результат исполнения Анализ дипломов, грамот | ||
6. | Организация работы с семьями обучающихся | ||
- содействие укреплению семьи; - повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе приемных родителей; - содействие развитию культуры семейного воспитания детей; - популяризация лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных; - участие семьи в воспитательной деятельности образовательной организации; - организация совместного отдыха детей и родителей в свободное время, в т.ч. в каникулярное время; - поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, - просвещение и консультирование родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания | Анализ планов работы, результаты работы, спектр охватываемой работы, наличие возможности ознакомится с проводимыми мероприятиями (размещение на сайте организации информации о мероприятия и т.д.) | Проблемы, пути решения | |
Методическая работа | |||
Работа методических объединений (МО) кадров сферы воспитания на уровне района, на уровне организации, планирование, результативность: - МО заместителей директоров по воспитательной работе (на уровне района) - МО классных руководителей (на уровне района, организации) - МО педагогов дополнительного образования детей (на уровне района, организации) - МО педагогов-психологов (на уровне района, организации) Формирование базы (методической копилки в бумажном или электронном виде на усмотрение образовательной организации), библиотеки по итогам работы объединений, авторские разработки | Анализ планов работы, рассматриваемых вопросов на заседании, отсутствие формальности в работе, результаты работы, спектр охватываемых направлений, в т.ч. по категориям), наличие возможности ознакомится с проводимыми мероприятиями (размещение на сайте организации информации о мероприятия и т.д.), наличие базы (методической копилки в бумажном или электронном виде на усмотрение образовательной организации), библиотеки по итогам работы объединений Анализ протоколов заседаний, конкретность решений, поручений, сроков исполнения поручений, контроль за исполнение, результат исполнения |
Выводы, выявленные проблемы, пути решения, рекомендации, разработка плана мероприятий по решению выявленных проблем.
Примерная структура должностной инструкции на педагогического работника
Образец
УТВЕРЖДАЮ
директор образовательной организации
____________ (ФИО)
«______»___________201___год