Региональные факторы и основные приоритеты развития содержания образования
Главная цель региональной образовательной политики — поворот всей системы образования лицом к конкретным носителям образовательных потребностей, целям, ценностям образования.
Необходимость регионализации образования определяется рядом факторов, способствующим этому процессу:
- историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологические своеобразие Уральского региона еще не нашло адекватного выражения в содержании образования;
- региональная специфика перехода к гражданскому обществу и рыночной экономике, поиск регионом новых ролей в экономи-
ческой и общественной жизни страны (выход на международный рынок, становление новых социокультурных приоритетов, динамизм современной жизни, интенсивность событийного фонда и необходимость социальной адаптации к новым условиям; потребность в региональной федеральной самоидентификации общества, в обретении исторической памяти; снижение процессов миграции, возрастание региональных и национально-этнических установок в сознании);
- региональная специфика развития, формирования и проявления
образовательных запросов населения в тех или иных педагоги
ческих услугах;
- образовательный, научный и управленческий потенциал региона
как основание для разработки и внедрения перспективных регио
нальных образовательных программ и стратегий;
- складывающийся менталитет, духовная культура Уральского регио
на определяет самоидентификацию населения в сфере образова
ния;
- активное развитие межрегиональных, межгосударственных и меж
дународных отношений — условий определения региональных
приоритетов и стратегий в области образования.
Существуют и факторы, противодействующие регионализации образования:
- неравноправное финансовое положение регионов Федерации в
сфере образования;
- отставание качества, уровня и темпов подготовки педагогических
кадров от реально разворачивающихся процессов регионализа
ции образования;
- частичная деструкция сложившейся ранее сети образовательных учреждений, затронувшая детские дошкольные, внешкольные и учреждения начального профессионального образования;
- стойкость вертикально-иерархических форм административно-управленческой системы, сдерживающей в ряде территорий развитие местных инициатив и горизонтальных договорных отношений.
Наконец, можно выделить и факторы, требующие преодоления:
- вероятность возникновения региональной замкнутости и накопления негативных черт одностороннего регионализма;
- деформация социально-производственной структуры (гиперразвитие тяжелой индустрии и как следствие — технократизация менталитета) и природно-экологической среды региона;
- мировоззренческая, ценностная дезориентация населения, особенно молодежи, утрата чувства Родины;
- расслоение населения по уровню благосостояния и финансовым возможностям получения образования;
- неоднородность различных групп населения по степени развития образовательных потребностей (преобладание у отдельных групп односторонних, деформированных жизненных ценностей и образовательных приоритетов — узкий прагматизм, ориентация на массовую культуру).
Эта группа факторов определила необходимые условия развития образования в регионе, на обеспечение которых направлена политика Департамента образования. Стержнем этой политики стало развитие содержания образования как конструктивный путь изменения всей системы.
Содержание национально-регионального компонента не сводимо к отражению узко понимаемых национально-региональных интересов, но органично сочетает в себе глобальное и местное, общее и частное, своеобразие региональных потребностей и необходимость подъема качества образования на уровень мировых стандартов.
Приоритетными направлениями регионализации образования являются:
1. Гуманизация образования.
2. Экологизация образования.
3. Развитие экономико-правового образования.
4. Информатизация образования.
5. Создание образовательных программ для детей с проблемами развития.
6. Создание образовательных программ для одаренных, не стандартно развивающихся детей.
7. Создание образовательных программ, обеспечивающих культурно-историческую и социальную адаптацию учащихся.
Эти программы определяют ключевые направления регионально-областной образовательной политики и являются предметом постоянного управленческого мониторинга на уровне правительства и Департамента образования Свердловской области.
Тематический выбор приоритетных регионально-областных программ определяется особенностями региона. Несмотря на то что эти программы по наименованию совпадают с аналогичными программами федерального уровня, они приобретают глубоко региональное значение.
Вследствие деформации социально-производственной структуры (гиперразвитие тяжелой промышленности) и технократизации регионального менталитета особое значение приобретает программа гуманизации образования.
Гуманизация образования, понимаемая как процесс выявления в содержании образования антропологических, культурно-исторических, личностных оснований знания, является главным условием, обеспечивающим включение региональных ценностей и приоритетов в содержание образовательных программ.
Гуманизация образования предполагает создание личностно-развива-ющих культур образования, образовательных укладов, стилей, технологий, основанных на гуманных педагогических, национально-этнических, социокультурных традициях региона, а также на опыте мирового сообщества.
Деформация природно-экологической сферы, отставание в формировании экологического сознания, остро-критическое состояние в области экологии практически во всех уральских регионах выдвигает настоятельную потребность в особой региональной программе экологизации образования.
Программа экономико-правового образования является приоритетной в силу активной динамики перехода региона к рыночной экономике, отставания образования в вопросах формирования нового экономического мышления, а также в силу комплекса накопившихся регионально-правовых проблем.
Программа информатизации образования, по названию совпадающая с федеральным компонентом, получает новое региональное звучание в комплексе с вышеназванными приоритетными программами, как условие их обеспечения и как самостоятельное направление развития содержания и повышения качества образования.
Программы 5, 6, 7 имеют непосредственную адресность. Специфика контингента учащейся молодежи, детей и подростков региона всецело определяет региональную значимость этих программ.
Программа 7 имеет особое значение ввиду региональной специализации, осложняющей культурно-историческую и социальную адаптацию учащихся. Эта программа, кроме того, в большей степени, чем другие, должна обеспечить выход к формированию системокомплексов и единого образовательного пространства страны.