Значение игры для физического и психического развития
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет - заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами - заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно - ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться играя - к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение к учению взрослых постепенно, исподволь перестраивает и отношение ребенка к нему. У дошкольника появляется желание учиться и складываются первоначальные умения.
Физическое воспитание оказывает большое влияние на общее развитие детей, на формирование их сознания. В процессе обучения физическим упражнениям ребенок впервые получает ряд необходимых сведений о движении собственного тела и его отделышх частей: головы, правой и левой рук, правой и левой ног; о правильной ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, строе и гимнастическом перестроении и т. д., он овладевает правилами гимнастических движений. Ребенок осознает двигательные возможности своего тела, приучается сообразовывать свои усилия соответственно трудности выполнения задачи. В процессе обучения физическим упражнениям у ребенка формируются определенные отношения к движениям и к физическим качествам: силе, ловкости, быстроте и точности движений.
И. М. Сеченов указывал на значение мышечного движения для развития мозга. Без мышечных движений не возможны ни познание, ни переделка, ни совершенствование человека. «Уж одно то, что ребенок приобрел подвижность тела, дает ему возможность анализировать впечатление»,— писал Сеченов.
В своей системе физического воспитания П. Ф. Лесгафт творчески развивает мысль Сеченова о значении мышечного чувства в познании, придавая движению значение средства развития познавательных способностей.
Анализируя развитие движений ребенка, П. Ф. Лесгафт показывал, как постепенно образуются пространственные представления из сочетания мышечных, зрительных и осязательных ощущений. Представления о пространстве и времени — это прежде всего представления о движении. Физические упражнения как вид деятельности человека имеют большое значение для процесса познания.
Игры удовлетворяют потребность детей в движении. Игры развивают и укрепляют двигательный аппарат и внутренние органы ребенка. Игровая деятельность создает благоприятные условия для развития скелета (постоянные изменения положения тела и особенно позвоночника), мускулатуры (участие крупной и мелкой мускулатуры в деятельности), способствует росту и развитию органов дыхания и кровообращения. Упражняя во время игр свою мускулатуру, ребенок развивает силу, координацию и ловкость движений. Подвижные игры , применяемые в чередовании с гимнастическими упражнениями, повышают общую физическую выносливость детского организма.
Особенно велико значение игр для нравственного воспитания ребенка. Все игры , применяемые на уроках физического воспитания в школе, носят коллективный характер. Условия коллективной деятельности способствуют воспитанию в детях чувства товарищества, уважения общих интересов, решительности, умению действовать в интересах всей группы, всего коллектива.