Формы использования музыки
1. Прежде всего, это - музыка, исполняемая в процессе сеансов самими клиентами. Сюда входят вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (в основном на фортепиано), а также специально организованное исполнение известных сочинений. Собственное музыкальное творчество клиентов, с одной стороны, есть средство самовыражения, а с другой - средство общения с другими клиентами при групповой работе. Эти импровизации, создаваемые людьми далеко не всегда знакомыми с музыкальной грамотой и в традиционном понимании не умеющими играть, являются хорошим терапевтическим средством.
2. Традиционная "воздействующая" музыка, звучащая извне по отношению к клиенту, также используется в терапевтическом процессе. В зависимости от конкретной формы работы это может быть фонограмма или собственная игра ведущего - музыкотерапевта. Музыкальным материалом служат сочинения, принадлежащие к различным эпохам, стилям и жанрам - от архаической монодии до авангардной и пост авангардной музыки ХХ века академического и неакадемического направлений.
3. Ощущение человеком своего организма, тела как "музыкального инструмента" - работа с ритмами дыхания, пульсациями внутри тела, тембром голоса и т.д.
4. Метафорическое описание пространства, атмосферы, участников и самого терапевтического процесса в музыкальных терминах. Какой стиль (жанр, произведение, инструмент) соответствует данному человеку (группе)? Каким музыкальным сочинением можно было бы озвучить только что завершившийся процесс?
"Банк техник", который используется в сеансах музыкальной психокоррекции, содержит 4 основных блока приёмов и методов:
Первый блок основан на вариантах традиционных форм работы, включая техники, основанные на пассивном восприятии музыки. Музыкальный материал выступает в подобных терапевтических процедурах в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов, а внимание клиента направлено на иные внутренние или внешние факторы, к примеру, на собственные мысли, чувства, на содержание речи партнёра.
Второй блок содержит техники, основанные на активной работе клиента с образами музыки, звучащей извне. Терапевтические эффекты достигаются путём активного переживания эмоционального содержания звучащего произведения: его осознания, устной или письменной вербализации, рисования, движения под музыку, разыгрывания различных музыкальных "сценок".
Третий блок включает техники, основанные на самовыражении через музицирование. С одной стороны, это могут быть вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (исполняемые индивидуально, совместно с ведущим, в паре, в группе). С другой стороны, это - специально организованное исполнение известных сочинений. Для инструментальных импровизаций часто используется фортепиано, хотя дополнить его могут многие другие музыкальные инструменты, в том числе и "детские". Импровизационные упражнения организованы таким образом, что участникам не требуется предварительной музыкальной подготовки и тем более музыкального образования.
Четвёртый блок включает ряд "телесно-ориентированных" техник, связанных со слышанием музыки как бы "внутри себя". В процессе работы физический организм (дыхание, пульсации внутри тела, тембр голоса, телесные зажимы) становится символическим "источником" ритмов, звуков и мелодий. Человек начинает двигаться, прислушиваясь к самому себе, гудеть, опираясь на особенности своего дыхания, петь. В зависимости от задач, упражнения выполняются сидя, стоя, лёжа или в движении. Данный блок техник способствует работе с телесными проекциями психологических проблем.
В тексте использованы следующие материалы:
-- А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. Психология и педагогика. - "Питер", 2002. (главы 10, 11, 12, 13, 14)
-- А.Петровский, М.Ярошевский. Психология. М., 2002.
-- Б. Эльконин. Введение в психологию развития (в традициях культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.
-- Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997
-- В. Мухина. Возрастная психология. М., 1997.
-- В. Подуровский, Н. Суслова. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М., 2001
-- В. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов. Общая педагогика. М., 2003
-- В. Слуцкий. Элементарная педагогика. М.,1992.
-- В.Ольшанский. Практическая психология для учителя. М., 1994.
-- Габай Т. Педагогическая психология. М.,1995.
-- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993
-- Дубровина И. и др. Психология: учебник для высших учебных заведений. М., 2003.
-- И. Подласый. Педагогика в 2-х книгах. М., 2003.
-- Каменская Е. Педагогика: конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2007
-- Кирнарская Д.К. Музыкальные способности - М.: Таланты XXI век, 2004
-- Лекции по психологии Лучининой О., Осуховой Н, Рахматшаевой В.
-- Лучинина О., Винокурова Е. Практическая психология для музыкантов. Учебно-методическое пособие. Астрахань: Издательство Астраханской государственной консерватории. - 2008
-- Немов Р. Общая психология. М., 2003.
-- Петере В. Шпаргалка по психологии и педагогике: учеб. пособие.-- М.: ТК Велби, 2005.
-- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
-- Подуровский В, Н. Суслова. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М., 2001
-- Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс,1997
-- Психология и педагогика. Учебное пособие под ред. А. Радугина. (с. 147 - 185, 193 - 197, 200 - 223)
-- Психология музыкальной деятельности: Учебное пособие. М., 2003
-- Психология. Словарь/ Под общ. ред .А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990
-- Словари Интернета
-- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1943
-- Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. М., 1994