Страх как основная причина неврозов
Детские страхи возникают по разным причинам. Различают возрастные страхи и страхи, возникшие в неблагоприятных жизненных и воспитательных ситуациях.
Страхи у детей – эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. Страхи имеют характер инстинктивной оборонительной реакции. В других случаях страхи социально опосредованы, обусловлены жизненным опытом и имеют не безусловный, а условный характер. Это страхи перед какими-либо событиями, наказанием и осуждением, перед животными и сказочными чудовищами. Подобные страхи также выполняют защитные функции, являясь своего рода средством самоконтроля и саморегуляции. Они могут выражаться в неясном волнении, опасениях и тревоге, т.е. быть диффузными, неопределенными.
Страхи могут быть свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, а также встречаться при некоторых заболеваниях, в частности неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще встречаются у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, имеющих тревожно-мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно их опекающих и предохраняющих от любых, часто воображаемых опасностей. Во всех возрастах страхи более свойственны девочкам, чем мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию внешней угрозы.
В большинстве случаев детские страхи вполне объяснимы, сила раздражителя примерно равна силе проявления эмоции. Возрастные особенности: 6-9 месяцев - страх перед незнакомыми людьми; на 2-ом году жизни каждый второй ребенок испытывает страх перед болью; на 3-ем году жизни появляется страх перед наказанием; после 3 лет - страх перед животными, перед темнотой; в возрасте 3-5 лет каждый второй из детей испытывает страх перед одиночеством, сказочными персонажами, страх воров и приведений, боли, крови, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства; около 6-7 лет страх смерти как завершение этапа детской наивности и др.
В младшем школьном возрасте количество страхов уменьшается, но появляются новые – страх опоздания в школу, смерти родителей, пожара, войны, нападения и собственной смерти. Для подросткового возраста характерны страх смерти родителей, нападения, войны. Относительно небольшое число страхов в этом возрасте сопровождается более частым проявлением тревожности – беспокойства в связи с ожиданием каких-либо событий и возрастными изменениями.
Все перечисленные страхи носят временный, возрастной характер. С ними нужно не бороться, а принимать во внимание как некоторый этап, своеобразие психического развития.
На невротическую природу страхов указывают их несоответствие возрасту, аффективная заостренность, навязчивость, фиксация на них. Невротические страхи преодолеваются лучше всего при изменении родителями своих неадекватных установок. Большего контроля за своим поведением, нормализации отношений в семье, увеличения у детей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности.
К наиболее типичным причинам появления страхов специалисты относят следующие факторы:
· неблагоприятная обстановка в семье (алкоголизм родителя, скандалы, развод и другие);
· индуцирование страха от матери;
· запугивание животными, милиционерами и другие;
· излишняя строгость родителей;
· психологическое заражение от сверстников;
· эмоциональные потрясения.
Фобии - навязчивые неадекватные переживания страха конкретного содержания, сопровождающиеся вегетативными нарушениями (учащенное сердцебиение, потливость, потеря сознания). Например: нозофобия - болезнь заболеть; социофобия - страх публичных выступлений; агорафобия - страх открытого пространства; гигрофобия – боязнь воды; гисофобия – боязнь высоты; фагофобия – страх перед едой (боязнь подавиться); эрейтофобия – вид невроза, характеризующийся патологической боязнью покраснеть в присутствии людей.
Фобии встречаются при неврозах, психопатиях, психозах. Эмоциональных расстройствах. Фобия речи нередко наблюдается при заикании. Проявления фобии во многом сходны с проявлениями неврозов. Это плаксивость, эмоциональная лабильность, раздражительность, бессонница или сонливость, энурез, навязчивые идеи и мысли, нервные тики, усталость, ритуальные движения, потеря сознания при наличии объекта фобии и многие другие.
Профилактика и коррекция школьных неврозов
По словам В.А.Сухомлинского, школа и страх - такие же несовместимые понятия как красота и уродство. Однако практика не всегда сочетается с этой теорией.
Причиной школьных неврозов чаще всего являются дидактогении. Дидактогения (от греч. didaktikos-поучающий, и genes – рождающий, рожденный), негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя(воспитателя, тренера). Выражается в фрустрации, страхах. Подавленном настроении, отрицательно сказывается на учебной деятельности учащегося. Затрудняет межличностные отношения. В основе дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогении нередко перерастают в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии.
Некоторые педагоги считают допустимым с целью наказания ученика либо для снижения завышенной самооценки публично высмеять его, подчеркнуть (нередко с преувеличением) его недостатки, провести невыгодное сравнение с достижениями сверстников. Такое воздействие равносильно оскорблению ребенка, особенно если оно совершается в грубой форме. С точки зрения школьной психогигиены такая форма педагогического общения крайне вредна поскольку дает внешний эффект снижения нежелательной активности ученика, но не может ориентировать его на положительные достижения в учебной деятельности. Таким образом, не только разрушается авторитет педагога, вера в его доброжелательность и справедливость, но и ослабляется чувство психологической защищенности, необходимое для эмоционального равновесия ребенка.
Или, например: “Учительница пригрозила шалившим первоклассникам оставить их в школе на ночь и, уйдя из класса, закрыла дверь на ключ. У одной девочки возник приступ страха: вдруг забудут открыть дверь, и придется прыгать с 3-го этажа. Она кричала, плакала, стучала в дверь. Дома после этого не оставалась при закрытых дверях: возник страх закрытых дверей”. Реакцию невроза может дать и длительное моральное давление на ребенка (например, перекладывание ответственности за те проблемы, в которых учащиеся не виноваты: невыплата заработной платы педагогу, плохие результаты обучения из-за неправильного выбора методики обучения и другие).
Чтобы предотвратить возникновении дидактогении у учащихся каждый педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, осуществлять рефлексию своей деятельности и общения, учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности .