Уроки с измененными способами организации
1. УРОК-ЛЕКЦИЯ
Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.
Основные условия организации урока в форме лекции.
1. Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.
2. В случае использования укрупненной дидактической единицы.
3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.
4. Введение в тему.
5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.
6. Применение знаний для решения практических задач.
Методика проведения урока-лекции.
При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала.
Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленной деятельности учителя.
Способы создания проблемной ситуации:
- постановка перед учащимися теоретической проблемы, объяснение внешних противоречий, наблюдений в фактах, доказательствах, полученных на основе наблюдений или в результате измерения;
- создание проблемы путем изложения теории возникновения и развития какого-нибудь понятия;
- постановка проблемы путем анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений;
- возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач.
Учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения.
Учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. Большое значение имеет речь учителя: яркая, эмоциональная, логически безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму записи на доске и соответственно в тетрадях.
Возможны различные варианты организации работы.
Для каждого учащегося могут быть подготовлены таблицы с канвой изложения материала, с пропусками, которые заполняются в процессе слушания лекции. В таких таблицах уже имеется второстепенный текстовой материал, учащиеся не тратят время на его воспроизведение, азаполняют ту часть, которая является темой данного занятия. Такие таблицы готовят в случае систематизации знаний и классификации понятий.
При изучении определенного материала активными методами познания становятся аналогии, сравнения, обобщения. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой его части выписать необходимые определения, теоремы и т. п., которые будут активно использоваться на уроке.
Правая часть заполняется на уроке под руководством учителя.
В проблемно-развивающем обучениипредлагается
следующая типология лекций.
1. Проблемная лекция. Вней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность втеоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.
2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.
3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя иученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-
организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как засчет формы, так и за счет содержания.
4. Лекция - пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
5. Лекция-консультация близка по типук лекции -
пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный
специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся ииспользовать его профессионализм.
6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации иоценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".
7. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция сприменением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.
8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой, атаки, методы конкретных ситуаций и т. д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА-ЛЕКЦИИ.