Применение социологических методик в исследованиях
К числу методов, используемых в эмпирическом исследовании, относятся интервью, анкеты, опрос, оценивание (рейтинг), анализ взаимодействия, метод самооценки, сравнения, наблюдения.
Остановимся более подробно на этих методах, так как они наиболее часто встречаются при написании научных студенческих работ.
Метод интервью – этот метод представляет собой хорошо разработанный и технически оснащенный метод беседы. Материалы его, по сравнению с беседой, несравненно глубже.
Виды интервью:
интервью с отдельным лицом;
интервью с населением;
индивидуальные;
групповые;
парные;
стандартные (по заранее заготовленному вопроснику), проводится для изучения общественного мнения;
нестандартные или творческие (свобода в выборе темы и формы беседы), проводится с небольшим количеством людей;
интервью по плану-путеводителю (имеется план вопросов, но формулировки вопросов зависят от беседы).
По позиции исследователя различают явное и скрытое интервью. При явном интервью, опрашиваемый понимает свою задачу. Скрытое интервью, когда собеседник не подозревает об истинной роли исследователя.
Во время метода интервью широко применяют анкетирование, которое может осуществляться разными путями:
1. Интервью – анкета (Вопросник дает исследователь, который присутствует при заполнении и забирает его.).
2. Почтовая анкета (Рассылает лицам, которые избраны для исследования).
3. Пресс – анкета. (Обращена ко всем читателям издания).
4. Стерео – анкета. (Используется для сравнения самооценки и оценки одного и того же лица. На каждого человека заполняется 3-4 и более идентичных вопросника. На вопросы отвечают сам испытуемый, руководитель, коллеги). На основании сравнения и обобщения этих анкет составляется общая анкета, представляющая одно и то же лицо с различных точек зрения.
Наблюдения
В зависимости от цели наблюдения предметом внимания наблюдателя может стать та или иная деталь. Причем, если наблюдение ведется большой группой людей, оценки подчас бывают прямо противоположными, поэтому наблюдение может быть объективным методом научного исследования, если выполняются такие условия: систематичность, контролируемость, точность.
Основные преимущества этого метода в том, что оно дает данные о поведении, делах, поступках учеников, кроме того, он требует активного сотрудничества с испытуемым.
Требования к наблюдению:
1. Четкая постановка вопросов, на которые исследователь желает иметь ответы.
2. Соблюдение плановости и систематичности.
3. Разложение процесса восприятия на этапы.
4. Сопоставление фактов, на основе которых делается объективное умозаключение.
Виды наблюдений:
1. Систематическое – сопровождается различными средствами контроля над впечатлениями наблюдателя с помощью статических данных, вопросников, диктофонных записей и др..
2. Простое:
Невключенное (наблюдение в обиходе с последующей регистрацией);
Включенное (исследователь включается в жизнь наблюдаемой группы).
3. Опосредованное (исследователь пользуется различными приборами и наблюдает за их показателями).
4. Косвенное (наблюдатель пользуется материалами других лиц, на основании которых делает выводы).
5. Кратковременное (наблюдение в течение короткого времени).
Отчет о наблюдениях включает в себя:
1. Указание места, времени, обстоятельств наблюдения.
2. Информацию о роли наблюдателя в группе.
3. Характеристику наблюдаемых, их взаимоотношений, особенностей жизнедеятельности.
4. Описание (подробное) фактов, явлений, их анализ и интерпретацию наблюдателя.
К отчету прилагаются протоколы, дневники, хронокарты, диктофонные записи и другое.
Анализ взаимодействия – это разновидность метода наблюдения, которая состоит в том, что наблюдение ведется за внешними проявлениями человеческого поведения.
Оценивание (рейтинг) является разновидностью косвенного наблюдения.
Рейтинг – метод оценивания, или метод психологического измерения, основанный на суждениях компетентных судей и состоит в том, что явление изучается через разностороннюю его оценку человеком.
Метод социометрии-шкалирование – это метод, позволяющий измерить определенные стороны общественных явлений или качество личности и изобразить их в виде шкалы.
Для получения шкалы используются вопросы с оценкой – веер закрытых ответов, к которым прилагается оценочная характеристика типа: одобряю, осуждаю, занимаю позицию нейтралитета, не знаю и др.
В результате появляется возможность провести количественную оценку. Эта процедура называется шкалированием.
Шкалы бывают:
трехградусная (т.е. на вопрос предполагается 3 ответа со степенью, к примеру: очень, не очень, не доволен);
многоградусная (содержит многовариативность ответов).
Социометрический метод шкалирование интересен тем, что выявляются определенные проблемы, устанавливается, кто в группе пользуется наибольшим авторитетом, кто меньшим и др.
Требования к шкалам:
надежность;
обоснованность, т.е. измерять то, ради чего создана;
свойства, сведенные в шкалу, должны быть правильно определены, сравнимы и подчинены логическому правилу единства основания.
Экспертные методы
Одним из этих методов является метод экспертных оценок
На сегодняшний день разработаны 5 разновидностей такого метода. Остановимся на некоторых из них более подробно.
1. Метод комиссии заключается в том, что на совокупности мнений экспертов находится самое объективное, обоснованное мнение по решению вопроса.
2. Метод мозгового штурма (метод коллективной генеральной идеи). Образуются 2 группы экспертов: в первой – генераторы идей, во второй – аналитики, которые критически рассматривают идеи, мысли (высказанные первой группой), отбирают наиболее ценные из них.
3. Метод Дельфи. Идет анкетирование специалистов по какому-либо вопросу, причем контакты между специалистами отсутствуют. Затем специалистом даются для анализа обоснованные выводы других, причем анономно и разрешается дополнить своим мнением первоначальную анкету. Затем собираются данные и если мнения специалистов не изменяются, то опрос прекращается. При помощи ранжирования дается количественная оценка исследуемому явлению.
4. Метод эвристического прогнозирования – отмечает четкое теоретическое обоснование.
5. Метод обобщения независимых характеристик.
Суть его в том, что о наблюдаемом объекте оценки дают различные люди, их характеристики подробно анализируются и в результате отбрасывается все несущественное.
Интенсивно развивается новое направление исследований, связанное с количественным описанием качества параметров или процессов, которое получило название квалиметрии. Квалиметрия (с греческого "квали" – качество и "метро" – измерять).
ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫПУСКНОЙ