Тема 2.1: Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
Тема 1.1: Личность педагога.
Вопросы для обсуждения.
1. Профессиограмма личности педагога.
2. Педагогические способности в структуре личности учителя. Развитие педагогических способностей будущих учителей в педагогическом вузе.
3. Взаимосвязь педагогических способностей и мастерства учителя.
4. Я-концепция педагога.
Литература:
1.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 302-333.
2.Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя. // Вопросы психологии. 1994, №4. С. 73-81.
3.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л. 1985.
4. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель -2006 №1 – с.59-62.
5. Кочергина Г. Личность учителя// Учитель -2005№3 – с.73-75.
6. Сластенин В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя// Педагогическое образование и наука -2006 №2– с.4-9
Задание к занятию:
1. Как вы полагаете, влияют ли условия работы учителя на его личностные качества. Представьте себя в роли учителя начальных, средних, старших классов. Попытайтесь смоделировать свое первое обращение к школьникам.
2.Предлагаем портреты педагогов как возможные образцы вашей будущей профессиональной деятельности. Выберите педагога «для себя», чья личность в наибольшей мере соответствует вашим собственным исканиям. Выбор аргументируйте// В.Н. Диденко Введение в педагогическую деятельность – Смоленск 2005 – с. 145-146.
3.Вопросы для самопроверки:
1) В чём состоит своеобразие педагогической профессии?
2) Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?
3) Назовите основные качества, характеризующие представителя группы профессий «человек-человек».
4) Перечислите и охарактеризуйте основные этапы возникновения и развития педагогической профессии.
5) В чём заключаются особенности становления и развития педагогической профессии в России?
6) Охарактеризуйте различные типы профессиональной педагогической направленности.
7) В каком соотношении находятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель»?
8) Каковы тенденции развития школьного образования в современной России?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Составить словарь по основам работы с литературными источниками («план», «конспект», «реферат», «глоссарий», «саммари», «аннотация», «тезис», «антитезис»).
2) Можете ли вы на основе своего личного ученического опыта, личных ценностей и приоритетов оценить ситуацию в современной системе школьного образования? Какими вам видятся «плюсы» и «минусы» современной российской школы?
3) Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.
4) Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Особенности становления и развития педагогической профессии в России».
2) Реферат на тему: «Современная система непрерывного профессионально-педагогического образования в России».
3) Реферат на тему: «Вузовский этап в формировании в системе непрерывного образования педагога
4) Эссе на тему: «Каковы мотивы выбора мною педагогической профессии?».
5) Эссе на тему: «Есть ли явные противопоказания к выбору профессии «педагог»?
6) Эссе на тему: «Я и школа».
7) Эссе на тему: «Саморазвитие педагога».
8)
Тема 1.2: Учитель и поиск средств самовыражения, профессиональной самореализации.
Цель изучения темы – заложить основы в формирование собственной выразительности будущих педагогов.
Задачи изучения темы:
1) изучить теоретические основы коммуникативной культуры педагога;
2) сформировать у студентов начальные умения в сфере педагогического общения.
Объем темы: 6 часов.
Содержание темы:
Мастерство педагогического взаимодействия. Особенности педагогического общения.
Взаимодействие педагогической и актерской деятельности. Основные средства выразительности. Самообразование и формирование собственной выразительности.
Основы ораторского и актерского мастерства педагога. Невербальный и вербальный аспекты общения.
Невербальные средства общения. «Язык внешнего вида» (язык телодвижений и жестов). Функции жестов в общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения. Общение тактильное. Особенности невербального поведения учителя.
Речь учителя как компонент педагогического мастерства. Речевое поведение. Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения.
Профессионально значимые качества голоса учителя: благозвучность (чистота и ясность тембра); широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносливость (стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость; суггестивность (способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата).
Выразительность речи. Типы выразительности (содержательная, структурная, интонационная, эмоциональная и др.), формы их проявления.
Интонация и ее роль в общении. Функции интонации в языке и речи. Пауза, интенсивность, логическое ударение, мелодика, высота, темп, долгота, тембр и их роль в интонационном оформлении высказывания.
Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи.
Взаимодействие и взаимовлияние коммуникативных качеств речи в процессе общения.
Гигиена голоса учителя.
Тренинг по отработке навыков невербального и вербального педагогического общения.
Методы: лекция, практическое занятие.
Литература: 1, 4, 5, 8, 13, 21, 38, 39, 41, 42.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое «общение»? В чём заключаются его основные функции?
2) Какова специфика педагогического общения?
3) Какие невербальные средства общения вы знаете? Насколько, на ваш взгляд, осознают их значение учителя?
4) Чем речевая деятельность отличается от других видов деятельности?
5) Каковы функции речи учителя как компонента педагогического мастерства?
6) Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении?
7) Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется?
8) Что такое коммуникативные качества речи?
9) Какие типы выразительности речи вы знаете?
10) Что можно выразить интонацией?
11) Каковы основные правила гигиены голоса учителя?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении?
2) Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется?
3) Проанализируйте характер использования «языка внешнего вида» (жесты, мимика, телодвижения, поза и т.п.) в деятельности одного из преподавателей (учителей). Определите функции жестов, которые им используются.
4) Какие качества голоса являются профессионально значимыми для учителя? Проанализируйте свойства своего голоса. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к голосу учителя?
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Роль системы К.С. Станиславского для развития мастерства педагога».
2) Реферат на тему: «Педагогический такт учителя».
3) Реферат на тему: «Речевое поведение педагога как компонент его профессионального мастерства».
4) Эссе на тему: «Можно ли убить словом?».
5) Эссе на тему: «Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Г. Гегель)».
II. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ ТЕОРИИ, СИСТЕМЫ В ПЕДАГОГИКЕ (8 часов)
Тема 2.1: Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
1. Возрастные периоды развития и воспитания личности.
2. Значение дошкольного детства в становлении личности.
3. Новообразования и особенности каждого возраста.
3. Индивидуальные особенности, их учет в процессе обучения и воспитания.
4.Современные теории личности и ее развития.
Литература
1. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. - М., 2010.
2. Микляева Н.В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / - 2-е изд., М. : Академия, 2012. - 205, [2] с.
3. Общение между детьми в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М., 1990.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. 2-е изд. доработанное. М., 1987.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.
6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие. М., 2000.
7. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика : Учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М. Академия, 2003. - 348 с.
8. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. - М., 2010.
9. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М., 2005.
Тема 2.2: Современные теории и концепции обучения
План: