IX. Верно или неверно?
1. Оптимизация — это стремление получить максимальный результат.
См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983. — С. 237.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977. — С. 60.
2. Оптимизация — это достижение максимального резуль
тата при минимальных затратах времени.
3. Оптимизация — это достижение требуемых результа
тов за счет увеличения нагрузки учащихся и учителей.
4. Критерий оптимизации — ориентир достижений.
5. Критерий оптимизации учитывает все варианты разви
тия учебно-воспитательного процесса.
6. Инновации должны быть сориентированы на достиже
ние идеальных результатов обучения и воспитания.
7. Оптимизация учебно-воспитательного процесса не яв
ляется инновацией.
8. Оптимизация направлена на снижение педагогических
требований.
9. Оптимизация относится лишь к некоторым аспектам пе
дагогической системы.
10. Оптимизация педагогической системы требует эконо
мических инвестиций.
Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами. Оптимизация основывается на философской категории «меры». Она выступает против гиперболизации тех или иных компонентов педагогической системы, завышения или занижения темпов деятельности, сложности обучения и т.д., а требует выбора именно оптимальной меры их применения.
К основным методологическим требованиям оптимизации ПС относятся:
1. Целостный охват процедурой оптимизации всей системы.
2. Опора при выборе оптимального варианта на всю систе
му закономерностей учебно-воспитательного процесса.
3. Последовательный учет возможностей оптимизации всех
компонентов системы.
4. Рассмотрение оптимизации как постоянно текущего ин
новационного процесса со все более высокими задачами и бо
лее совершенными технологиями их разрешения.
Последнее из требований означает, что оптимизированная в некотором отношении ПС уже не будет оптимальной через некоторое время: изменение условий, возникновение новых факторов нарушат установленное равновесие и все придется
начинать сначала. В этом вечное противоречие педагогического процесса, из которого рождается движущая сила его прогресса.
Надо обратить внимание и на то, что, с одной стороны, оптимизация предполагает приспособление педагогического процесса к имеющимся условиям, а с другой — сама создает новые условия и требует приспособления к ним этого процесса. Гут нет никакого противоречия, так как оба процесса идут во взаимосвязи. Если сегодня мы приспосабливаемся к реалиям, го это связано с обстоятельствами, от нас не зависящими. Но педагог всегда стремится сделать их оптимальными для успешного течения процесса. Таково непреложное требование оптимизации.
Практически оптимизация начинается с того, что по определенным критериям оценивается достигнутый уровень обу-ченности, воспитанности, развитости учащихся по классам и в школе в целом. Как правило, он ниже объективно возможного (если этот уровень всех удовлетворяет, оптимизации быть не может: цель достигнута, улучшать больше нечего). Затем проектируется возможный уровень роста результативности через некоторое время (как может и должен успевать конкретный ученик, как вести себя и т. д.). После этого применяется (внедряется) система учебно-воспитательных мер, призванная обеспечить намеченные изменения. В итоге происходит сравнение процессов и достигнутых результатов с оптимально возможными, сопоставление затрат времени на домашнюю и внеклассную работу с нормативами, усилий учителей и учащихся, делается вывод о степени оптимизации.
Оптимизация реализуется через систему способов (рис. 8),
которая органически вытекает из закономерностей и принци
пов учебно-воспитательного процесса и носит характер кон
кретных мер. Способом оптимизации Ю.К. Бабанский называ
ет такую взаимосвязанную деятельность учителя и учеников,
которая заранее ориентирована на получение максимально
возможной в данной ситуации эффективности обучения при
соблюдении установленных гигиеной нормативов затрат време
ни (или даже меньше их), т. е. без перегрузки школьников и
учителей1. ;
1 См.: Бабанский Ю.Х. Отптимизация процесса обучения. — М., 1977. —
С. 243. .
Система способов оптимизации |
Обеспечение условий |
Комплек- сирование задач |
Конкретизация задач |
Выбор темпа |
Дифференциация обучения |
Генерализация содержания |
Координация содержания |
Выбор структуры |
Выбор варианта