Отчет по первому курсу магистранта второго года обучения специальности «Открытые горные работы» Махмутов Ж.Т

В трехступенчатой системе образования «бакалавриат – магистратура – докторантура» магистратура играет особую роль в качестве моста, который собой связывает базовое образование и дальнейший выбор деятельности, практической или научно-педагогической. Возросшая популярность магистратуры связана непосредственно с теми возможностями, которые предоставляет нам диплом магистра. Как свидетельствуют тенденции на внутреннем и международном рынках труда, степень магистра становится все более востребованной. Более того, с присоединением Казахстана к Болонской декларации, значение магистратуры будет только возрастать.

Прежде всего, магистратура подразумевает углубленную специализацию в одной из отраслей знания, основанную на солидном фундаменте общетеоретической подготовки. Далее, во время обучения, магистрант сможет овладеть навыками решения профессиональных практических проблем и методами аналитической деятельности, развить свой потенциал к самосовершенствованию и саморазвитию, выработать умение ставить новые и решать нестандартные задачи. И, наконец, магистратура предоставляет широкие возможности для профессиональной мобильности, что также является немаловажным в современном стремительно развивающемся мире. Тем не менее, у каждого человека свои мотивации к поступлению в магистратуру. Для одних магистратура - это своего рода завершающая стадия получения высшего профессионального образования и возможность лучше реализоваться на выбранной стезе. Я имею в виду профильную магистратуру. Профильная магистратура - это программа, которая направлена на профессиональную специализацию в выбранной сфере. Для получения диплома в 1 и 1,5 года магистрант должен освоить теоретический курс, пройти практику, а также выполнить и защитить магистерскую диссертацию. Для других магистратура является обязательным этапом для поступления в докторантуру PhD и дает возможность работать в сфере высшего образования и науки. Это – научно-педагогическая магистратура. Научно-педагогическая магистратура является двухгодичной программой, в рамках которой магистрант получает основательную подготовку, что дает право заниматься научно-исследовательской и научно- педагогической деятельностью, в том числе преподавать в высшей школе. Во время обучения магистрант осваивает теоретический курс, проходит практику и выполняет диссертационное исследование. Более того, в рамках данной программы магистрант может пройти стажировку в зарубежном вузе-партнере КазНТУ.

Лично для себя я выбрал научно-педагогическую форму магистратуры со сроком обучения на два года. В августе 2014 года я поступил на очное отделение магистратуры в КазНИТУ им. К.И.Сатпаева в Горно-металлургический институт им. О.А. Байконурова на кафедру «Открытых горных работ» по специальности ОГР. Учёба началась 26 августа 2014 г. В учебный процесс вошли 4 общеобразовательных дисциплин и две специальные дисциплины.

Первый семестр для меня был адаптационным периодом учебного курса. Я привыкал к новому городу, к университету, к группе, к самому учебному процессу в целом.

Благодаря общеобразовательным дисциплинам, таким как история и философия науки, психология, педагогика, а также благодаря несомненному профессионализму преподавателей, которые вели данные дисциплины, я приобрёл огромный багаж знаний и опыта. Благодаря им я более глубоко и тщательней разобрался во многих аспектах философии и психологии, благодаря педагогике я понял, как себя должен вести современный преподаватель и педагог. А занятия по английскому языку дали мне возможность укрепить и обогатить уже приобретённые знания по данной дисциплине знания.

Но параллельно я не забывал и о дополнительных обязанностях магистранта. Сама образовательная программа магистратуры кроме теоретического обучения содержит также:

- профессиональную практику (педагогическую, производственную,

исследовательскую);

- научно-исследовательскую работу, включающую выполнение

магистерской диссертации, – для научной и педагогической магистратуры;

- экспериментально-исследовательскую работу, включающую

выполнение магистерской диссертации, – для профильной магистратуры;

- промежуточную и итоговую аттестации;

- зарубежную научно-исследовательскую стажировку.

Также по ходу дела нам приходилось сдавать итоговые аттестации и итоговые экзамены – обязательные элементы программы обучения на магистратуре.

Учебный курс второго семестра состоял в общем из специальных дисциплин. Также, как и на первом семестре сдавали практические работы, СРС, писали лекции, старались не пропускать занятия, сдавали итоговые аттестации и итоговые экзамены.

По окончании второго семестра я прошел исследовательскую практику на производстве. Практику проходил на руднике Транснациональной корпорации «Казхром» в Актюбинской области, Хромтауский район, город Хромтау. Практика продолжалась около 2.5 месяцев. Нас ознакомили с организацией основных работ на руднике. Также мы смогли посетить один из карьеров. Я считаю, что данная практика была хорошей возможностью более близко познакомиться с настоящим, действующим производством, узнать об основных процессах, которые ведутся в карьере при добыче. Мы приобрели знания, которые понадобятся нам в будущем при работе.

По окончанию исследовательской практики мы прошли 10-дневную зарубежную научно-исследовательскую стажировку в Германии, г.Фрайберг, Фрайбергская Горная Академия. Научно-исследовательская практика для магистрантов нацелена на обеспечение взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы в рамках специальности и практической деятельности по применению этих знаний в ходе научно-исследовательской работы.

Целью научно-исследовательской практики является овладение
магистрантами основными приемами ведения научно-исследовательской
работы и оформление у них профессионального мировоззрения в этой
области, в соответствии с профилем избранной магистерской программы.
Проведение магистрантом научного исследования по избранной и
утвержденной на заседании кафедры тематике в соответствии с
современными требованиями, предъявляемыми к организации и содержанию научно-исследовательской работы.

Немного из истории академии: В 1765 году принц Франц Ксавер Саксонский по плану Фридриха Вильгельма фон Оппеля (1720 - 1767), Карла Вильгельма Бенно фон Хейница и Фридриха Антона фон Хейница, основал школу профессионального обучения горняков под именем Курфюршеская саксонская горная академия Фрайберга (с 1806 года: Королевская саксонская горная академия Фрайберга). В академии в 1739 г. М.В. Ломоносов под руководством Й. Генкеля изучал минералогию и металлургию. В Горной академии Фрайберга были открыты два химических элемента: индий (Фердинанд Райх, 1863) и германий (Клемент Винклер, 1886).

Сегодня в мире имя Технического университета Горной академии
Фрайберга прочно связано с геонауками. Университет позиционирует себя
как «университет ресурсов». Основной профиль университета – геонауки,
материаловедение, энергетика и экология.

С октября 2008 года Горная академия выставляет в замке
Фройденштайн самую большую в мире частную коллекцию минералов.

В ходе стажировки был ознакомлен с электронным и каталоговым
фондом, библиографическими базами обширной библиотеки, получил
необходимые консультации у сотрудников Фрайбергской горной академии, а также, что наиболее важно, имел возможность посетить учебные лаборатории при Фрайберской горной академии. Под руководством доктора, профессора Карстена Дребеншдтета была организована экскурсия в нерабочую шахту "ReicheZeche", в которой за 800 лет было добыто примерно восемь тысяч тонн серебра. Затем посетили минералогический музей "Terramineralia" при
Фрайбергской горной академии. Насчитывается свыше 3500 минералов,
драгоценных камней и метеоритов, "Terramineralia" является постоянной
выставкой горной академии и одновременно с этим крупнейшей, а также
красивейшей коллекцией минералов во всей Германии. Также нам посчастливилось посетить научно – исследовательскую лабораторию при Фрайбергской Горной Академии.

Это был очень хороший и полезный опыт для меня, как для магистранта высшего учебного заведения.

Наши рекомендации