К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием»
(П.Дюбуа16)
13 Рувинский ЛИ. Самовоспитание личности. М., 1984. С. 6......... 7.
16 См.: Дюбуа П. Самовоспитание. СПб, 1915. С. 38; Busemann A. Pada-gogische Psychologic Leipzig, 1918. S. 68; Stern W. Die menschliche Personlichkeit. Leipzig, 1918. S. 68 // Л.И. Рувинский. Самовоспитание личности. М., 1984. С. 7.
К СЛОВУ! |
толковый ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
Источником и мотивом самовоспитания,
по мнению отечественных психологов,
является осознание человеком противоречия,
с одной стороны, между своими потребностями,
интересами,
целями,
желаниями,
а с другой, — реальными возможностями, актуальным уровнем
развития необходимых для их осуществления личностных сил,
а также противоречия между
«Я-реальным» и «Я-идеальным».
Понимание того, что желаемое не может быть достигнуто без приложения
определенных усилий,
а следовательно,
имеющиеся недостатки могут не быть преодолены,
и побуждает человека к активным действиям,
направленным на самопознание,
самооценку, самоусовершенствование.
Выделив курсивом словосочетание «активные действия», мы попытались подчеркнуть деягельностный (не пассивно созерцательный!) характер самовоспитания — именно и только собственная деятельность человека является способом его саморазвития, условием реализации поставленных целей.
■ ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ САМОВОСПИТАНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Источник и движущая
сила — потребность
в саморазвитии,
Этап осознанного самовоспитания: мотив — стремление к самоусовершенствованию. Этап ситуативного самовоспитания: мотив — стрем ление через изменение поступков прийти к измене нию качеств личности. |
достижении желаемого.
Этап самоисправления поступков: мотив — стремление изменим, конкретную форму своего поведения под влиянием внешних ipefm-ваний.
Мотивы и целенаправленность деятельности человека по самовоспитанию изменяются, как правило, по мере его взросления в результате развития самосознания.
САМОСОЗНАНИЕ - осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самою себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля17.
■ ВОЗРАСТНЫЕ УРОВНИ САМОВОСПИТАНИЯ
ДЕТСТВО (до вступления в подростковый возраст) — в этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требованиям окружающих через исправление поступков, вызывающих их негативную реакцию.
Основная особенность — стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, т. е. его внешние проявления, а не качества личности (по мнению психологов, ребенок еще не осознает своих качеств)18.
П |
ОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - период, отличительная черта которого — «самоутверждение качеств через отдельные поступки»19.
Самовоспитание проявляется в форме частых, стремительных (с точки зрения взрыва активности и кратковременности), ситуативных (с точки зрения мотивации и последовательности действий) попыток изменить то, что стало осознаваться как качества личности, отражающие ее достоинства и недостатки .
Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе и другим и ограниченностью его возможностей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей... Значительно мягче, сдержаннее проходит этот процесс у девочек-подростков.
17 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 591.
18 См.: Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. М,- Про
свещение, 1982. С. 12.
19 Там же. С. 14.
Задача взрослых состоит в том, чтобы поддержать подростков в их благих намерениях, помочь советом, внушить оптимизм, уверенность в собственных силах. Очень важно помочь растущему человеку избрать достойный образец для подражания.
ю |
НОСТЬ — в этот период изменяются социальная роль и характер взаимоотношений с окружающими, накапливается опыт и, как следствие, приходит осознание того, что не только поступки, но и отдельные качества еще не характеризуют личность человека в целом.
Основной мотив самовоспитания в юношеском возрасте — «сделать себя», обеспечить возможность с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной.
ш СТРУКТУРА ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ |
Психологи называют работу юноши и девушки над собой, над совершенствованием своей личности осознанным самовоспитанием.
Некоторые дополнения и размышления в этой связи:
1. Можно выделить два основных источника самовоспитания:
О внешнее требование, переходящее во внутренний план личнос
ти и актуализирующее противоречия, которые, в свою оче
редь, порождают потребность в самовоспитании, и
О внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации и т.д.
2. Важнейшей предпосылкой принятия решения о необходи
мости самовоспитания и условием его успешного осуществле
ния является способность личности объективно анализировать и
оценивать свое поведение и свои качества, формулировать ре
альные цели и программу действий. Прекрасной иллюстрацией
этого тезиса могут быть дневниковые записи Л.Н. Толстого. Вот
каковы результаты его самоанализа:
Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра, — славу»20.
А вот как Л.Н.Толстой определяет основные задачи самосовершенствования: «Важнее всего для меня исправление от бесхарактерности, раздражительности и лени»21.
3. В самоанализе и самооценке важно избежать самоуничижения и самобичевания, которые могут привести к утрате оптимизма, уверенности в своих силах и возможностях.
4. Важным этапом самовоспитания является принятие самообязательств, в которых моделируются цели и программа дея-
20 Толстой Л.Н. Дневники 1847-1894 гг. // Собр. соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 19.
С. 38.
21 Там же. С. 136.
И ЕЩЕ! |
тельности, устанавливаются требования к ее организации. Вот как сформулировал самообязательства выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский:
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет22.
5. Основным способом самовоспитания является управление своими действиями; самопринуждение, самоприказ, самонаказание и т. д. следует рассматривать как средства достижения результата.
6. Важнейшей функцией любого управления является контроль; в самовоспитании самоконтроль выступает и как способ определения достигнутых результатов, и как основа для корректировки программы, плана и способов деятельности.
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может это осуществить.
Адольф Дистервег
ШГ ВМЕСТО РЕЗЮМЕ
Если то, что человек унаследовал, можно рассматривать как фактор предопределяющий его развитие, а влияние среды и воспитание как определяющие факторы, то решающим1* фактором несомненно является деятельность личности, обращенная на созидание самое себя и окружающего мира.
22 Ушинский К.Д. Дневник с 1844 по 1845 г. // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.
Т. 11. С. 27 // ЛИ Рувинский, А.Е.Соловьева. Психология самовоспитания.
М., 1982. С. 35.
23 См.: Белухин АД. Основы личностно-ориентированной педагогики (Курс
лекций). Ч. 1. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
1996. С. J14.
ПО
Выдающийся психолог В.Н.Леонтьев, характеризуя личность и факторы ее формирования, писал:
«Личность * индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в це-локупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. (...)
...Проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это — исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это — исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им...»24
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
□ основы генетики и медицины, как минимум, в той их части, которая объясняет характер наследования человеком анатомо-физиологических и психических свойств, выступающих предпосылкой его личностного развития;
□ закономерности, структуру и методику организации процесса самовоспитания.
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
¥■ |
□анализировать ситуацию развития ребенка, учитывая при этом его индивидуальные особенности, связанные с наследственностью и внутриутробным развитием;
Q выявлять задатки и создавать условия для их развития в способности;
24 Леонтьев АН. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 385. |
□ корректировать содержание и средства воспитательной дея
тельности, влияние внешних факторов с учетом и в интере
сах развития индивидных особенностей и индивидуальности
личности ученика;
□ видеть и раскрывать перед ребенком в оптимистическом плане его возможности, перспективы его личностного роста, оказывать помощь в определении направлений его развития,
□ стимулировать деятельность ученика, направленную на саморазвитие и самосовершенствование, оказывать педагогическую помощь в ее организации и осуществлении, учитывая половозрастные и индивидуальные особенности ребенка, внешние обстоятельства его развития.
♦ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО