К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием»

(П.Дюбуа16)

13 Рувинский ЛИ. Самовоспитание личности. М., 1984. С. 6......... 7.

16 См.: Дюбуа П. Самовоспитание. СПб, 1915. С. 38; Busemann A. Pada-gogische Psychologic Leipzig, 1918. S. 68; Stern W. Die menschliche Personlichkeit. Leipzig, 1918. S. 68 // Л.И. Рувинский. Самовоспитание личности. М., 1984. С. 7.


К СЛОВУ!
толковый ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Источником и мотивом самовоспитания,

по мнению отечественных психологов,

является осознание человеком противоречия,

с одной стороны, между своими потребностями,

интересами,

целями,

желаниями,

а с другой, — реальными возможностями, актуальным уровнем

развития необходимых для их осуществления личностных сил,

а также противоречия между

«Я-реальным» и «Я-идеальным».

Понимание того, что желаемое не может быть достигнуто без приложения

определенных усилий,

а следовательно,

имеющиеся недостатки могут не быть преодолены,

и побуждает человека к активным действиям,

направленным на самопознание,

самооценку, самоусовершенствование.

Выделив курсивом словосочетание «активные действия», мы попытались подчеркнуть деягельностный (не пассивно созерца­тельный!) характер самовоспитания — именно и только соб­ственная деятельность человека является способом его самораз­вития, условием реализации поставленных целей.

■ ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ САМОВОСПИТАНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием» - student2.ru Источник и движущая

сила — потребность

в саморазвитии,

Этап осознанного самовоспитания: мо­тив — стремление к самоусовершен­ствованию. Этап ситуативного самовоспитания: мотив — стрем ление через изменение поступков прийти к измене нию качеств личности.

 

достижении желаемого.

Этап самоисправления поступков: мотив — стремление изменим, конкретную форму своего поведения под влиянием внешних ipefm-ваний.

Мотивы и целенаправленность деятельности человека по само­воспитанию изменяются, как правило, по мере его взросления в ре­зультате развития самосознания.

К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием» - student2.ru САМОСОЗНАНИЕ - осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, цело­стная оценка самою себя как чув­ствующего и мыслящего существа, как деятеля17.

■ ВОЗРАСТНЫЕ УРОВНИ САМОВОСПИТАНИЯ

К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием» - student2.ru

ДЕТСТВО (до вступления в подростковый возраст) — в этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требо­ваниям окружающих через исправление поступков, вызывающих их негативную реакцию.

К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием» - student2.ru

Основная особенность — стремление ребенка изменить конк­ретные формы поведения, т. е. его внешние проявления, а не ка­чества личности (по мнению психологов, ребенок еще не осоз­нает своих качеств)18.

П

ОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - период, отли­чительная черта которого — «самоутверждение качеств через отдельные поступки»19.

Самовоспитание проявляется в форме частых, стре­мительных (с точки зрения взрыва активности и кратковремен­ности), ситуативных (с точки зрения мотивации и последова­тельности действий) попыток изменить то, что стало осозна­ваться как качества личности, отражающие ее достоинства и не­достатки .

Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе и другим и огра­ниченностью его возможностей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей... Значительно мягче, сдержаннее проходит этот процесс у девочек-подростков.

17 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 591.

18 См.: Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. М,- Про­
свещение, 1982. С. 12.

19 Там же. С. 14.


К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием» - student2.ru

Задача взрослых состоит в том, чтобы поддержать подростков в их благих намерениях, помочь советом, внушить оптимизм, уверенность в собственных силах. Очень важно помочь растуще­му человеку избрать достойный образец для подражания.

ю

К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием» - student2.ru НОСТЬ — в этот период изменяются соци­альная роль и характер взаимоотношений с окружающими, накапливается опыт и, как след­ствие, приходит осознание того, что не только по­ступки, но и отдельные качества еще не характери­зуют личность человека в целом.

Основной мотив самовоспитания в юношеском возрасте — «сделать себя», обеспечить возможность с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отноше­нии. Деятельность в этом направлении становится более само­стоятельной и последовательной.

ш СТРУКТУРА ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ

Психологи называют работу юноши и девушки над собой, над совершенствованием своей личности осознанным самовоспи­танием.

Некоторые дополнения и размышления в этой связи:

1. Можно выделить два основных источника самовоспитания:
О внешнее требование, переходящее во внутренний план личнос­
ти и актуализирующее противоречия, которые, в свою оче­
редь, порождают потребность в самовоспитании, и

О внутреннее требование личности к себе, обусловленное осозна­нием противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», между целями, которые личность ставит перед собой, и воз­можностями их реализации и т.д.

2. Важнейшей предпосылкой принятия решения о необходи­
мости самовоспитания и условием его успешного осуществле­
ния является способность личности объективно анализировать и
оценивать свое поведение и свои качества, формулировать ре­
альные цели и программу действий. Прекрасной иллюстрацией
этого тезиса могут быть дневниковые записи Л.Н. Толстого. Вот
каковы результаты его самоанализа:

Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодо­лимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра, — славу»20.

А вот как Л.Н.Толстой определяет основные задачи самосо­вершенствования: «Важнее всего для меня исправление от бесха­рактерности, раздражительности и лени»21.

3. В самоанализе и самооценке важно избежать самоуничи­жения и самобичевания, которые могут привести к утрате опти­мизма, уверенности в своих силах и возможностях.

4. Важным этапом самовоспитания является принятие само­обязательств, в которых моделируются цели и программа дея-

20 Толстой Л.Н. Дневники 1847-1894 гг. // Собр. соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 19.
С. 38.

21 Там же. С. 136.


И ЕЩЕ!

тельности, устанавливаются требования к ее организации. Вот как сформулировал самообязательства выдающийся русский пе­дагог К.Д. Ушинский:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Пря­мота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решитель­ность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не про­водить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет22.

5. Основным способом самовоспитания является управление свои­ми действиями; самопринуждение, самоприказ, самонаказание и т. д. следует рассматривать как средства достижения результата.

6. Важнейшей функцией любого управления является конт­роль; в самовоспитании самоконтроль выступает и как способ определения достигнутых результатов, и как основа для коррек­тировки программы, плана и способов деятельности.

К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием» - student2.ru

Воспитание, полученное человеком, за­кончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и во­лей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и сред­ства, как он может это осуществить.

Адольф Дистервег

ШГ ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

Если то, что человек унаследовал, можно рассматривать как фактор предопределяющий его развитие, а влияние среды и вос­питание как определяющие факторы, то решающим1* фактором несомненно является деятельность личности, обращенная на со­зидание самое себя и окружающего мира.

22 Ушинский К.Д. Дневник с 1844 по 1845 г. // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.
Т. 11. С. 27 // ЛИ Рувинский, А.Е.Соловьева. Психология самовоспитания.
М., 1982. С. 35.

23 См.: Белухин АД. Основы личностно-ориентированной педагогики (Курс
лекций). Ч. 1. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
1996. С. J14.

ПО


К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием» - student2.ru

Выдающийся психолог В.Н.Леонтьев, харак­теризуя личность и факторы ее формирования, писал:

«Личность * индивид; это особое качество, ко­торое приобретается индивидом в обществе, в це-локупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. (...)

...Проблема личности образует новое психологическое изме­рение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состоя­ний человека; это — исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это — исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им...»24

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием» - student2.ru

□ основы генетики и медицины, как ми­нимум, в той их части, которая объяс­няет характер наследования человеком анатомо-физиологических и психичес­ких свойств, выступающих предпо­сылкой его личностного развития;

□ закономерности, структуру и методику организации процесса самовоспита­ния.

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

¥■

□анализировать ситуацию развития ребенка, учитывая при этом его индивидуальные осо­бенности, связанные с наследственностью и внутриутробным развитием;

Q выявлять задатки и создавать условия для их развития в способности;

24 Леонтьев АН. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 385.


□ корректировать содержание и средства воспитательной дея­
тельности, влияние внешних факторов с учетом и в интере­
сах развития индивидных особенностей и индивидуальности
личности ученика;

□ видеть и раскрывать перед ребенком в оптимистическом пла­не его возможности, перспективы его личностного роста, оказывать помощь в определении направлений его развития,

□ стимулировать деятельность ученика, направленную на само­развитие и самосовершенствование, оказывать педагогичес­кую помощь в ее организации и осуществлении, учитывая половозрастные и индивидуальные особенности ребенка, внешние обстоятельства его развития.

К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием» - student2.ru

♦ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

Наши рекомендации