II период – возникновение теоретических педагогических концепций для построения системы светского образования

Данный период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и положениями, которые содержались в древних философских системах. Много таких идей можно найти в трудах древнегреческих философов Гераклита (530 – 470 гг. до н.э.), Демокрита(460 – 480 гг. до н.э.), Сократа(469 – 399 гг. до н.э.), Платона (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) и др.

Сам термин “педагогика” тоже ведет свое происхождение из античной Греции, также как и многие другие понятия и термины, например, “школа”, “гимназия”, “лицей” и др.

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Он учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своих учеников последовательно развивать спорное положение и приводил их к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем своими вопросами наталкивал на правильный путь и подводил к выводам. Такой метод поиска истины и обучения получил название “сократовский”. Главное в методе Сократа – это вопросо-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа – философ Платон – основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Он считал, что познание должно приносить радость, поэтому важно делать учебный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик Аристотель,который создал тоже свою школу и написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторике, педагогике. В своей школе он стремился повышать общую культуру человека. Он много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать единое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, при этом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного.

Мысли о воспитании человека, формировании его личности находили свое место также в философских трудах ученых других стран, например, у Конфуция (Древний Китай) и Квинтилиана (Древний Рим) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В это время античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствующей в тот период идеологией в воспитании проповедовался религиозный аскетизм, умерщвление плоти и духовное порабощение личности.

Вновь идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться в эпоху Возрождения (XIV – XVI века) в работах философов раннего социализма-утопизма и в произведениях писателей того времени.

Виднейшие деятели той эпохи – итальянский гуманист Витторино да Фельтре, испанский философ и педагог Хуан Вивес, нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский, французский философ Мишель Монтень и другие – выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от основ феодального угнетения и религиозного аскетизма.

Педагогика как наука была выделена из философии в начале XVIII в. английским философом Ф. Бэконом, который в труде “О достоинстве и приумножении наук”, перечисляя существующие науки, назвал педагогику как отдельную от философии науку.

Но самостоятельное развитие педагогики как науки связано с именем чешского ученого Яна Амоса Коменского (1592 - 1670), который в своем знаменитом труде “Великая дидактика” разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми, создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. В своих трактатах он изложил взгляды на роль образования, подходы к определению содержания, принципов, форм и методов обучения. Он научно обосновал классно-урочную систему обучения, которую сразу стали широко применять в школах России, Белоруссии, Украины и других стран и используют до сих пор.

Многое из того, что есть в современной школе, выросло из дидактики Коменского, к этому можно отнести: всеобщее образование (без различий национальностей, класса, пола), метод наглядного обучения, индивидуальный подход, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки среди школьных предметов, чередование занятий и отдыха, предметные кабинеты, сад или площадку при школе и множество других практических вещей. Большое внимание этот выдающийся мыслитель-гуманист уделял нравственному воспитанию детей, а в книге “Материнская школа” детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии – высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также “школы зрелого возраста”. Важна и актуальна до сих пор его идея давать ученикам не отдельные разрозненные знания, а систему знаний, стремясь сделать учащегося универсально образованным человеком. Большинство идей, высказанных Я. Коменским, намного опередили свое время, они актуальны и полезны и в наши дни.

В период развития капитализма педагогические концепции разрабатывали ученые разных стран: во Франции – Жан Жак Руссо (1712 - 1778), в Англии – Джон Локк (1632 - 1704), в Швейцарии – Генрих Песталоцци (1746 - 1827), в Германии – Адольф Дистервег (1790 - 1866).

Джон Локк в своем труде “Мысли о воспитании ” уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Он отрицал наличие врожденных качеств у детей, уподоблял ребенка “чистой доске”, указывая тем самым на большую силу воспитания.

Жан Жак Руссо, наоборот, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Свои педагогически воззрения он изложил в книге “Эмиль, или О воспитании”, где критикуя книжный, оторванный от жизни характер обучения, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы тот был сам активен в процессе обучения и воспитания.

Идеи Руссо получили свое дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци, который утверждал, что цель обучения – в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способности человека. Его главная заслуга состоит в разработке дидактики начального обучения. Согласно теории Песталоцци, элементарное образование должно включать умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармонично развитого человека. В своем сочинении “Лингард и Гертруда” Песталоцци развивал идеи о гуманном характере воспитании, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности он пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества (коллектива) для нравственного формирования своих воспитанников.

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог Адольф Дистервег. Он был последователем Песталоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.

Под природосообразностью он понимал раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию, под культурносообразностью – учет в воспитании не только природы ребенка, но и уровня культуры данного времени и страны. Самодеятельность же Дистервег считал решающем фактором, определяющим личность и все поведение человека. Его идея активизации учебной деятельности учащихся, усиление их самостоятельной работы является особенно полезной.

Активно разрабатывались идеи воспитания и в России, Белоруссии, Украине.

Немало выходцев из Белоруссии обучались в университетах Польши, Чехии, Франции, Италии, где преподавание осуществлялось на латинском языке. Поэтому латинский язык со второй половины XVI века стал одним из наиболее употребляемых письменных языков. Это позволило приобщиться к ценностям античности, которые сыграли значительную роль в просвещении и школьном образовании Белоруссии. В то время в частных собраниях, в школьных и монастырских библиотеках хранились многие книги на древнегреческом и латинском языках, такие, как сочинения Платона, Аристотеля, Софокла, Вергилия, Овидия, Цицерона, Плутарха и др. В это время стал известен рукописный белорусско-латинский словарь Порфирия Семенникова, появились рукописные переводы “Александрии”, “Повести о Трое”.

Большую роль в развитии белорусской культуры в XVI веке сыграл выдающийся ученый, переводчик, основоположник восточно-славянского книгопечатания Франциск Скорина.

Передовые педагогические идеи получили практическое применение в учебно-воспитательной деятельности братских школ, которые вслед за Вильно открываются в Минске, Пинске, Бресте, Могилеве, Орше и других городах. Сеть братских школ, обучение на дому, при церквях и монастырях охватили по тем временам значительную часть молодежи. Учебно-воспитательная деятельность определялась уставами братских школ. В Виленской и Могилевской братских школах обучение было бесплатным. В Виленской братской школе в 1617 – 1619 гг. учащиеся подразделялись на пять групп (классов), а название класса определялось основным предметом, который в нем изучали.

Учебной и воспитательной работой в братских школах занимались и выдающиеся деятели культуры, науки и просвещения того времени. Учителем Брестской, а затем Виленской братской школы был Лаврентий Зизаний, автор “Азбуки” и “Грамматики славянской”. К числу выдающихся учителей Виленской школы принадлежал Мелетий Смотрицкий, автор “ Грамматики славянской ”, изданной в 1616 г. Этот учебник был одним из лучших в свое время, недаром М.В. Ломоносов называл его “вратами учености”.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого(1629 – 1680). В России в 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевича Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинский академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значительно расширила высшее образование в Российском государстве. Симеон Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории “врожденных идей”, которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Большей вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Он создал ряд учебных книг: “Риторику” (1748), “Российскую грамматику” (1755) и другие.

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков(1744 – 1818). Он создал первый в России журнал “Детское чтение для сердца и разума” и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям, а в одной из своих статей впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

В XVIII веке начинается профессиональная подготовка учителей, в 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года начинается открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в главном педагогическом институте была создана первая кафедра педагогики.

Основоположником научной педагогики в России является Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он разработал цельную педагогическую (дидактическую) систему, стержнем которой стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский говорил: “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях”, при этом он показал, что знать человека во всех отношениях – это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии” (1868 - 1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание он обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияние общественной среды, “духа времени”, его культуры и передовых общественных идеалов. По мнению Ушинского, цель воспитания – формирование активной и творческой личности., подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за ее независимость от науки и школы.

Этот период характеризуется также педагогическими идеями А. Герцена, В. Белинского, М. Добролюбова, Н. Чернышевского, Л. Толстогои др.

III период – становление и развитие современной педагогикикак научной системы, методологической основой которой стал диалектический подход к теории развития личности, общества, человечества, целостный всесторонний подход к формированию личности. Этот период представлен трудами таких известных педагогов и психологов, как С.Т. Шацкий(1878 - 1934) А.П. Пинкевич (1883 - 1939), А.С. Макаренко(1888 - 1939), П.П. Блонский(1884 - 1941), В.А. Сухомлинский(1918 - 1970) и др.

Исследуя проблему “среда и школа”, С.Т. Шацкий пришел к выводу, что школа, работающая на научных основах, не может пройти мимо социальных явлений среды, непосредственно окружающей ребенка. С.Т. Шацкий предложил создавать центры педагогической работы, которые должны изучать ту среду, в которой происходят педагогические явления, накапливать и обрабатывать педагогические материалы, пропагандировать новые идеи и руководить педагогической работой. Он также разработал модель педагога – систему требований к личности педагога и его профессиональной компетентности, целостную концепцию гуманизации и демократизации воспитания, где подошел к изучению ребенка не со стороны отдельных психических функций, а как к целостной личности.

А.П. Пинкевичодним из первых откликнулся на требование времени дать учителям – практикам и учащимся педагогических учебных заведений систематизированный курс педагогических знаний. Его перу принадлежат такие учебники, как “Педагогика”, “Краткий очерк по истории педагогики”, “Хрестоматия по истории педагогики”.

А.С. Макаренко – один из виднейших советских педагогов, всю свою научную деятельность соединял с практической воспитательной работой в колонии для малолетних преступников, которую преобразовал в коммуну (этот свой педагогический опыт он описал в литературных произведениях “Педагогическая поэма” и “Флаги на башнях”).

Макаренко создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создание воспитывающих традиций, особо подчеркивая решающие влияния социальной среды, условий труда, отдыха и быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Главной задачей воспитательной работы он считал воспитание личности в коллективе и через коллектив. По его мнению, одним из важнейших элементов воспитания является трудовое воспитание.

Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. В “Книге для родителей” он показал, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями. Поведение родителей в семье определяют успех воспитания детей. Личный пример родителей, их поступки, отношения к труду, к вещам, их отношения между собой – все это влияет на ребенка, формирует его как личность.

Большое влияние на педагогов двадцатых годов XX столетия оказал П.П. Блонский, которого часто называют “советским Песталоцци”. Он сформировал целый ряд основополагающих педагогических идей: обучение и воспитание должны осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважения личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннего развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Его исследования основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребенка. В своих работах Блонский дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностей воспитания и обучения, сформировал принцип индустриализации – тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.

Крупнейшим педагогом XX столетия является В.А. Сухомлинский, его работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики обучения и воспитания. Сухомлинский был не только выдающимся теоретиком, но и талантливым практиком, он всю жизнь проработал в сельской школе.

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Продолжая развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, он разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе, рассмотрел вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

В книге “Сердце отдаю детям” Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленный на гармоническое развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

В 50-е – 60-е годы прошлого столетия в области педагогической науки произошли значительные изменения, рамки ее существенно раздвинулись. педагогика к этому времени превратилась в развитую дисциплину, располагающую солидными теоретическими работами и разветвленной практикой экспериментальных исследований, что позволило сформулировать ряд новых теорий воспитания и обучения. Так, Л.Н. Ландасформулировал теорию алгоритмизации программированного обучения, М.И. Махмутовразработал целостную систему проблемного обучения, С.Л. Рубинштейндал развернутую характеристику учения как усвоения знаний, теория развивающего обучения нашла отражение в работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова. П.Я. Гальперинразработал теорию поэтапного формирования умственных действий, развитие которой нашло свое отражение в трудах С.С. Костюка, А.М. Матюшкина, Н.А. Менчинскойи др.

Большой вклад в развитие современной педагогики внесли учителя-новаторы В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили и др. Они выдвинули идею новых взаимоотношений с обучаемыми в процессе обучения и воспитания, разработали теорию сотрудничества педагога и учащегося, апробировали на практике идеи обучения без принуждения, обучение с опережением, большими блоками, новые формы работы, формирование интеллектуального фона класса на основе дифференциации и индивидуализации обучения исходя из того, что каждый обучающийся – личность, индивидуальность со своими возможностями и задатками.

Таким образом, в своем развитии педагогика опирается:

· на педагогическое наследие прошлого (многие идеи ученых прошлых веков актуальны и сегодня);

· на современные педагогические исследования (они обогащают педагогическую мысль новыми идеями);

· на передовой педагогический опыт (это дает возможность выявить определенные закономерности, выдвинуть новые теории, концепции).

В современной зарубежной педагогике в настоящее время можно отметить существование пяти основных парадигм:

1) традиционалистическая, или парадигма “знаний”: главная цель обучения и воспитания – дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания;

2) технократическая прагматическая парадигма: главная задача образования – дать человеку знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека в современном обществе, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой и пр.

3) бихевиоральная (поведенческая) парадигма: главная цель системы обучения и воспитания – сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдение норм морали и правил поведения в обществе.

4) гуманистическая парадигма: главная цель педагогического процесса – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации.

5) теологическая парадигма: основное направление педагогического процесса – развитие религиозных чувств и нравственных основ человека.

В настоящее время системы образования и воспитания разных стран опираются на ту или иную из названных парадигм.

Следует заметить, что и зарубежные, и отечественные ученые считают, что в настоящее время система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса, суть которого состоит в обращении сложившейся системы образования в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, отсутствие ориентации на будущее (так называемое “поддерживающее обучение”).

Нынешнее состояние общества и тенденции его развития требуют новой системы образования, которое формировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственности за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Новейшие концепции образования показывают, что научные истоки новой образовательной политики следует искать в трех сферах: в философии образования, в науках о человеке и обществе и в “теории практики”.

Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его жизни, о социальной роли образования в решении важнейших проблем человечества.

Науки о человеке и обществе (психология, социология и др.) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействия между людьми внутри образовательной системы, а также самой системы образования – с обществом.

“Теория практики”, включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент образования и др., позволяют определить цели и структуру системы образования, принципы ее организации и управления.

Методологию образования, строящуюся на основе данной концепции можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказывается человек, его духовное развитие, поскольку она ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств творческой, свободной личности. Такая методология не может быть успешно реализована без решения проблемы гуманизации и гуманитаризации образования. При этом сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей человека на основе глубокого знания и понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия человечества.


Наши рекомендации