Педагогическая позиция скрыта от воспитанника (он не знает, что от него хочет педагог, — лучше всего, если он вообще не знает, что его воспитывают)
Эта система учит детей не быть орудием в руках других людей, а сознавать свои нужды, цели, силы, способности и свободно определять свое поведение (это есть не условие, а результат воспитания).
Этот процесс становления, превращения потенциального человека в Человека и принято называть процессом воспитания.
В этом пути человеку необходим Наставник, но не ментор, не диктатор, а умный, добрый, отдающий себя человек, поэтому в современной трактовке процесс воспитания — процесс взаимодействия (сотрудничества) воспитателя и воспитанника, иначе говоря, система субъект (учитель, воспитатель)-объектных (учащийся, воспитанник) отношений заменяется в личностно-ориентированном образовании системой субъект (человек, личность) — субъект (другой человек, личность), обозначая, тем самым, равенство позиций учителя и ученика, воспитанника.
■ постоянное изучение и знание индивидуальных осо
бенностей, темперамента, черт характера, взглядов, вкусов,
привычек, ценностей своих воспитанников;
■ уметь диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
■ постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
■ своевременно выявлять и устранять причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменять тактику воспитания в зависимости от новых условий и обстоятельств;
м максимально опираться на собственную активность личности и ее способности и возможности;
■ сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогая в выборе целей, методов, средств и форм самовоспитания;
■ развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько стараться руководить, сколько умело организовывать и направлять ведущую к успеху деятельность;
■ постоянно совершенствоваться самому.
Учитель, который перестает работать над собой, теряет право на звание учителя.
____________________________ К.Д. Ушинский
Бывает, что одно и то же воспитательное действие
на воспитанников в одном случае оказывает сильное воздействие,
в другом - самое незначительное или вообще не оказывает.