Задача 1 (профессиональный уровень). Проблема: Овладение учащимися приемами самостоятельной учебно-познавательной

Проблема: Овладение учащимися приемами самостоятельной учебно-познавательной деятельности

Задача составлена на основе книги: Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 102 с. (С. 82-83; 79)

Главной задачей процесса обучения является формирование у обучающихся не только знаний, умений и навыков, но и способов мышления и деятельности, ценностно-смысловых отношений. При этом считается, что целесообразно создавать такие педагогические ситуации, в которых учащиеся осваивали бы некоторые общие приемы самостоятельной учебно-познавательной деятельности, решения разнообразных задач. Например, они должны узнать, как можно анализировать условие задачи, выделять ключевые вопросы, выбирать путь решения задачи, осуществлять самопроверку полученных результатов, корректировать свою деятельность. Далее представлены некоторые из приемов поисковой деятельности, которые помогут учащимся при самостоятельной работе над проблемой. Продолжите приведенный список:

– представление информации на языке слов, формул и образов, построение некоторых моделей;

– установление имеющегося существенного сходства изучаемого объекта с уже известными, изученными ранее, рассуждение по аналогии;

– опора при решении задачи на основные (общие) законы и принципы;

– применение метода доказательства «от противного»;

– …

Задача 2 (профессиональный уровень)

Проблема: Разработка заданий продуктивного характера

Задача составлена на основе книги: Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 102 с. (С. 82-83; 79)

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам дидактики, неоднократно подчеркивается мысль о том, что в процессе обучения рекомендуется использовать задания проблемного, продуктивного, творческого характера.

Вопросы

1) Какие задачи могут быть названы задачами проблемного, продуктивного, творческого характера? Как часто они встречаются в современных учебниках по Вашему предмету? Проанализируйте примеры формулировок заданий, приведенных ниже.

Задания репродуктивного характера:

– вспомнить;

– прочитать;

– узнать;

– назвать

Задания продуктивного характера:

– задать вопрос по существу проблемы;

– спланировать деятельность;

– сформулировать задачу;

– выдвинуть гипотезу и составить план ее проверки;

– проанализировать и обосновать способ решения

2) Из приведенного ниже списка выберите формулировки заданий, которые могут быть отнесены к заданиям продуктивного характера, и те, которые относятся к репродуктивному типу заданий.

3) Разработайте несколько заданий продуктивного характера с использованием приведенных формулировок заданий.

Формулировки заданий:

1) сформулировать способ действия в изменившихся условиях;

2) записать;

3) сравнить с эталоном;

4) сформулировать собственную позицию;

5) объяснить принцип;

6) оценить предварительно результаты;

7) представить, изобразить иначе;

8) сравнить, выбрать нужный вариант;

9) найти основание для классификации, произвести классификацию;

10) перейти от более общей задачи к частной модели;

11) решить;

12) указать границы применения закона;

13) осуществить адекватную самооценку (до и после выполнения задания);

14) осуществить самоконтроль в ходе работы и после ее выполнения;

15) найти ошибку;

16) выполнить по образцу и инструкции

Задача 3 (профессиональный уровень)

Проблема: Придание содержанию учебного материала деятельностного характера

1) Составьте для выбранной Вами темы преподаваемого предмета задачи, которые можно назвать «математическим исследованием», «физическим исследованием» и др. (воспользуйтесь примером, приведенным ниже).

Используйте при составлении задачи следующую схему:

a) описание объекта исследования (того объекта, свойства которого будут изучены);

b) задание по нахождению закономерностей (измерить, сравнить, найти закономерность);

c) задание по выдвижению гипотезы и ее проверке (предложение найти другие аналогичные закономерности, отношения между объектами);

d) вопрос о правомерности обобщения гипотезы на более широкий класс объектов (можно ли использовать найденную закономерность для решения всех аналогичных задач, будет ли верна гипотеза для других случаев).

2) Предложите, каким образом возможно использование задач-исследований на проводимых Вами учебных занятиях.

Задача 4 (профессиональный уровень)

Проблема: Гуманитаризация содержания образования

Для выбранной Вами темы урока новых знаний разработайте несколько способов введения нового понятия (используя исторический путь введения нового понятия, а также логический путь, т.е. систему рассуждений, приводящих к определенным выводам).

Наши рекомендации