Жизнедеятельности семьи
Патологизирующие роли
Расширение сферы родительских чувств (РРЧ). Обусловливаемое ею нарушение воспитания-гиперпротекции подростка (потворствующая или доминирующая). Этот тип нарушения взаимоотношений с подростком возникает чаще всего тогда, когда супружеские взаимоотношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными (развод, смерть одного из родителей) или если отношения не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и т.д.). Нередко при этом мать или реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток, стал для них чем-то большим, чтобы он удовлетворил хотя бы отчасти потребности (во взаимной исключительной привязанности, иногда даже эротические), которые в нормальной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Мать нередко отказывается от вполне реальных возможностей повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (причем, как правило, противоположного пола) все чувства, всю любовь. В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям – ревность, детская влюбленность. Когда сын или дочь достигают подросткового возраста, у родителя возникает страх (нередко весьма интенсивный) перед их самостоятельностью. Появляется желание удержать их с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Как правило, сами родители не осознают своего стремления к расширению сферы родительских чувств и, соответственно, к изменению роли подростка. Они проявляют его лишь косвенно, например, когда мать говорит о том, что ей никто не нужен, кроме сына, и противопоставляет идеализированные отношения с сыном не удовлетворяющим её отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще проявляют её в виде многочисленных придирок к ним.
Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) – создание роли «маленького ребенка». Обусловливаемое нарушение воспитания – потворствующая гиперпротекция. В этом случае наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей ребенок все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно. Страх или нежелание взросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру, на которых переместилась любовь его родителей, в связи с чем свое взросление он воспринимал как несчастье).
Рассматривая ребенка как «еще маленького», родители снижают уровень требования к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулируя тем самым развитие психического инфантилизма.
Проекция на подростка собственных не желаемых качеств (ПНК). Обусловливаемые нарушения воспитания – эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит те черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими (реальными или мнимыми) качествами ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Он при этом навязывает ребенку роль «неисправимого», «хулигана», «психа», «недотепы» и т. д. Борьба с не желаемыми истинными или воображаемыми качествами помогает отцу верить, что у него самого этих качеств нет. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о наказаниях, которые они применяют. В то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как ребенок «по натуре» такой. Нередки инквизиторские интонации при разговоре о ребенке с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т. е. дурную причину.
Нарушения механизмов интеграции семьи.Значение механизмов интеграции семьи, в частности отношений симпатии между её членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Воспитание – нелегкий труд, который в значительной мере обусловлен родительской любовью, тем, что благо ребенка для родителей нередко более важно, чем свое собственное. Нарушение отношений симпатии (любви, привязанности) у родителей влечет за собой неблагоприятные последствия.
Неразвитость родительских чувств (НРЧ).Обусловливаемые ею нарушения воспитания-гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречаются у родителей детей с отклонениями характера. Внешне они проявляются в том, что родители не желают иметь дело с ребенком, плохо переносят его общество, проявляют поверхностный интерес к его делам. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть особенности характера родителя, например выраженная шизоидность или то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, что он в свое время не испытал родительского тепла. Замечено, что у очень молодых мам и пап родительские чувства значительно слабее, что они имеют тенденцию усиливаться с возрастом (пример тому – любящие бабушки и дедушки). Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».
При относительно благоприятных условиях семьи НРЧ обуславливает отношение к ребенку типа гиперпротекции и особенно эмоционального отвержения. При трудных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная часть родительских обязанностей – тип воспитания «повышенная моральная ответственность» либо возникает раздражительно-враждебное отношение к нему.
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола.Это предпочтение мужских (ПМК) или женских (ПЖК) качеств. Обусловливаемые нарушения во взаимоотношениях с подростком – потворствующая гиперпротекции, эмоциональное отвержение. Нередко отношение к подростку со стороны родителя обусловливается не реальными чертами ребенка, а теми, которые родитель приписывает его полу, – «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными отрицательными высказываниями, суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы и неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам – быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в своих чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления ПЖК может служить отец, который видит массу недостатков в характере сына и считает, что все его сверстники такие же. В то же время отец находит в младшей сестре ребенка разнообразные достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении подростка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение».
Возможен и противоположный вариант – с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, к его сестре. В этих условиях в отношении самого ребенка мужского пола может сформироваться воспитание по типу «потворствующая гиперпротекции».
Нарушение системы взаимного влияния членов семьи.Формирование семейных взаимоотношений происходит успешно, если каждый член семьи способен повлиять на других, их поведение и мнения по различным вопросам. Особенно существенно влияние родителей на ребенка; его наличие – важная предпосылка осуществления социального контроля поведения ребенка со стороны семьи.
Воспитательная неуверенность родителя (ВН).Обуславливаемое нарушение воспитания – потворствующая гиперпротекции, либо пониженный уровень требований к подростку. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя положения «минимум требований – максимум прав». Типичная комбинация в такой семье – бойкий, уверенный в себе ребенок, смело предъявляющий требования, и нерешительный, обвиняющий себя во всех неудачах родитель.
В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами родителя; в других – определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть его отношения с собственными родителями.
В определенных условиях дети, которых воспитывали требовательные, эгоцентричные родители, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного долга», какое испытывали ранее по отношению к своим родителям. Характерная черта в их высказываниях – признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступать им.
Фобия утраты ребенка (ФУ).Обусловливаемое нарушение отношений с ребенком – потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» – неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличение представления о хрупкости ребенка, его болезненности, беззащитности и т.д.
Иногда источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребенка на свет – его долго ждали, обращения к врачам успеха не приносили, он родился хилым и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т. д.
Иногда отношения родителей к ребенку формировалось под действием страха его потерять, так как он тяжело болел, особенно если болезнь его была длительной. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствующая гиперпротекции); в других – мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекции).
В типичных высказываниях родителей в ходе семейной психотерапии отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка. Они находят у него множество болезненных проявлений; у них свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья.
Уровень протекции в процессе воспитания.Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. Наблюдается два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).
Гиперпротекция (шкала Г+) – родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.
Гипопротекция (шкала Г-) – ситуация, при которой ребенок или подросток оказываются на периферии внимания родителей, до них «не доходят руки», родителям «не до них»; за воспитание они берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Степень удовлетворения потребностей ребенка.Необходимо иметь представление о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения ), так и духовных (прежде всего в общении с родителями, в их любви и протекции). Эта характеристика семейного воспитания отличается от уровня протекции, поскольку описывает не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Например, «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:
Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его, любое его желание – для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: слабость ребенка; его исключительность; желание дать ему то, чего были лишены в свое время сами; то, что ребенок растет без отца и т. д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способа заместительного удовлетворения их счет воспитательных действий.
Игнорирование потребностей ребенка ( шкала У- ). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, в общении с родителями.
Количество и качество требований к ребенку в семье.Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. В него включены, во-первых, обязанности ребенка – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи; во-вторых, запреты – то, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение ребенком требований может повлечь применение санкций – от мягкого осуждения до суровых наказаний.
Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены целым рядом шкал: Т+, Т-, З+, З-, С+, С-
Чрезмерность требований – обязанностей (шкала Т+). Лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, увеличивают риск психической травматизации.
Недостаточность требований – обязанностей ребенка (шкала Т -). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, что проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.
Требования – запреты определяют прежде всего степень самостоятельности ребенка, наличие у него возможности самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований – запретов.
Чрезмерность требований – запретов к ребенку (шкала З+) может лежать в основе типа негармоничного воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно – мнительной акцентуации. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка, который проявляется в резком преувеличении негативных последствий даже незначительного нарушения запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.
Недостаточность требований – запретов к ребенку (шкала З-). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, он легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он не отчитывается перед родителями, которые не хотят или не могут установить какие-либо границы его поведения. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного и неустойчивого типа личности.
Чрезмерность санкций (тип воспитания «жестокое обращение»). Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждения в полезности для детей и подростков максимальной строгости (шкала С+).
Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаясь в результативности любых наказаний.
Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н+) – резкая смена стиля, переход от очень строгого к либеральному и обратно, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Неустойчивость внимания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и нередко встречается в семьях детей и подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.
Сочетание различных отклонений в воспитании.Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания. Классификация типов негармоничного воспитания также дана в таблице 1.
Таблица 1