Средства обеспечения коррекционно - развивающего, реабилитационного образовательного процесса лиц с нарушением слуха
Значение средств:
Обеспечивают доступность и посильность процесса обучения, усвоение знаний в определенной системе, формируют навыки самостоятельного приобретения знаний. Реализует индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению, обеспечивает коррекционно-компенсаторную направленность, общее развитие.
Выбор средств зависит:
- Содержание учебного материала.
- Наличие опыта ЗУН у учащихся.
- Учет возможностей восприятия информации.
Для точности и полноты восприятия учебной информации опираются на вариативное соотношение форм словесной речи.
Каждая форма речи формируется в определенной последовательности, соотношение между ними меняется. При этом основываются на положении: учет состояния слуха, речи и индивидуальных способностях.
От их соотношения зависит объем усвоенных речевых средств, их оборачиваемость в практике и частота применения.
Ведущее место занимает устная речь. Ее отличает внятность, естественность, прогнозирование содержания речи (краткие и полные фразы). Важна импровизация (ее техника). Использование учебных ситуаций для активизации речи.
Применение наглядных средств. Предполагает опору на чувственный и познавательный опыт. Помогает:
1. Познанию окружающего на основе непосредственных наблюдений.
2. Расширению объема информации.
Важно: осуществление связи между словом и образом.
3. Развитию наблюдательности, воображения, памяти.
4. Коррекция восприятия.
5. Формирование познавательных интересов.
Обеспечивает единство наглядного и абстрактного мышления. Наглядные средства делятся:
- Средства предметно-образной наглядности. Компенсируют бедность чувственного опыта, формируют четкие образы новых предметов, актуализируют сложившиеся. Натуральные предметы, их изображения - плоскостные, объемные.
- Средства знаковой наглядности (условные). Переход от наглядного познания к конкретно- и абстрактно-понятийному. Схемы, чертежи, карты, таблицы, опорные конспекты.
- Средства динамической наглядности. Киноматериалы и информационные средства. Помогают увидеть предмет в развитии.
Соотношение слова и наглядности.
1. Меняется на этапах обучения, уменьшается объем.
2. Учитываются способы сочетания слова и наглядности.
Иллюстрационный способ: подтверждение и конкретизация информации.
Демонстрационный способ: наглядность - источник знаний. Педагог побуждает к наблюдениям.
Действенный способ: основа - конструирование новых знаний.
3. Учитываются особенности восприятия.
Оно протекает медленнее, менее прочно и расчленено, чем у слышащих. Особое место: технические средства предъявления информации: видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, эпипроекторы и т. д. ТСПИ в проф. обучении.
Специфические средства организации образовательной среды.
Средства сурдотехники: приборы и установки для исследования слуха; для проведения аудиометрии, основанной на кожной, зрачковой, мигательной, двигательной и сосудистой реакции; тональные аудиометры, речевые аудиометры; AMI, установки игровой аудиометрии, электроакустическая аппаратура коллективного назначения, стационарные электроакустический приборы индивидуального пользования (С-:, марс1, РСР и т. д.), слуховые аппараты различных моделей, приборы визуального контроля и тактильно-вибрационные устройства.
Вспомогательные сурдотехничесие приборы и устройства: сигнализаторы голоса, усилители звукового сопровождения, установки для параллельного сопровождения кинофильмов субтитрами, слухоречевые тренажеры.
Электроакустическая аппаратура, как основа организации слухоречевой среды. ЗУА (звукоусиливающая аппаратура). 2 типа аппаратуры коллективного пользования: Проводная Беспроводная
Проводная. Помогает подобрать режим усиления для каждого через изменение частотных и динамических характеристик звукового сигнала; дополняется вибраторами для восприятия ритмико-интонационной структуры речи. Качество восприятия зависит от удаленности от источника звука.
Беспроводная. Работает на радио-принципе и инфракрасном излучении. Производится не в нашей стране.
11. Специфика принципов воспитания
Воспитание - это целенаправленный процесс, предполагающий создание условий для гармоничного и планомерного развития личности человека, овладения им необходимыми социальными, духовно-нравственными и эмоциональными ценностями.
Принципы В.процесса - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации В.процесса.
Принципы В отражают специфику процесса В. Они являются руководящими положениями для определения В.задач.
Принципы В.объеденяются в единую систему, они взаимосвязаны, а следовательно к ним предъявляются общие требования:
1. Обязательность.
Принципы В.требуют обязательного и полного воплощения в практику.
2. Комплексность.
Предполагается одновременное, а не поочередное или изолированное применение
принципов на всех этапах В.
Принципы используются не по цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность.
Принципы, как фундаментальные положения, равнозначны. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможность нарушения течения В.процесса.
Современная отечественная ситсема В руководствуется следующими принципами:
1. Общественная направленность В.
2. Свзь В. С жизнью и трудом.
3. Опора на положительное в В.
4. Гуманизация В.
5. Личностный подход.
6. Единство В. воз действий.
1.ОБЩЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В.
Принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам В. Подрастающего поколения в соответствии с гос.стратегией В. И направляет деятельность воспитателей на формирование соц.необходимого типа личности. Воспитатель как лицо, находящееся на службе государства, должно осуществлять госзаказ в сфере В.
Если государственные и общественные интересы не совпадают, а так же не согласованы с интересами граждан, то требование этого принципа не вписывается в структуру целей и задач В.
Реализуя этот принцип необходимо добиться практически мотивированного воздействия с воспитанниками. Необходимо формировать у учащихся общественно-ценные мотивы деятельности. Если такие мотивы высоконравственны, общественно-значимы, то и деятельность, в процессе которой ребенок совершает поступки будет иметь большой В.эффект.
В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать общественно-полезную деятельность с целенаправленным воспитанием сознания посредством слова и нравственного просвещения.
Словесное воздействие обязательно должно подкрепляется полезными практическими делами + социальным опытом в общении и совместной деятельностью с др.людьми.
1 из эффективных путей реализации этого принципа - введение спец.школьных предметов и наполнение соответствующим содержанием др.школьные дисциплины.
Необходимо школе формировать привлекательный образ общества и государства, чем воспитывать + отношение к его идеалам и ценностям.
В соответствии с этим принципом гражданское воспитание д. начинаться рано на всех ступенях формирования социальных качеств надо заботится о соответствии преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников.
Уже на 1 ступени школы дети должны усваивать такие понятия как конституция, закон, правительство, ответственность, ит.д. И их формирование осуществляется на конкретных примерах. Школа 2 и 3 ступени развивает необходимые понятия, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.
На современном этапе развития общества актуальная задача преодоления апатии и инертности молодежи, ее соц.отчуждения.
Соц.отчуждение молодежи зачастую обусловлено положением в обществе, не позволяющем молодым людям реализовывать свои стремления, отводящая им роль недорослей и семья создающая условия иждивенчества и долгих поисков места в жизни.
2.СВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ С ЖИЗНЬЮ И ТРУДОМ
Древнеримский лозунг «Не для школы, для жизни». Отражает суть этого принципа В.
Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях.
Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь – разнообразные положительные дела, формируя «+» отношения к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов. Воспитанники приобретают опыт нравственного воспитания, развиваются физически и духовно, закрепляют и совершенствуют моральные качества. Этот принцип стал одним из основополагающих в большинстве В.систем.
Принцип требует от воспитателя:
1. Широкого и оперативного ознакомления воспитанников с трудовой жизнью людей и происходящей в ней переменами.
2. Привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям различным видам общественно-полезной деятельности.
3. Развивать способности, много и успешно трудится. Желания добросовестно и творчески работать.
4. Понимание общих основ современного производства. Стремление расширять политехнический кругозор.
5. Сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности. Выбор профессии в соответствии с потребностями общества.
6. Бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам.
7. Нетерпимое отношение к бесхозяйственности и к безответственности, нарушению трудовой дисциплины, иждивенчеству, тунеядству, расхищению общественной собственности.
3.ОПОРА НА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ В ВОСПИТАНИИ.
Требование этого принципа в В. Просты педагоги обязаны выявлять + в человеке и опираясь на хорошее развивать другие, недостаточно сформированные или «-» сориентированные качества. При этом в В. процессе недопустимо:
- конфронтация,
- противопоставление сил и позиции.
Необходимо сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника. Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках поведения ребенка. Главное формирование «+» черт, которые нужно развивать и выявлять прежде других.
Педагогически выгоднее опираться на «+» интересы воспитанника (позноват, эстетич, любовь к природе, к животным). Опора на «+» имеет еще 1 аспект - это создание «+» воспитательного фона - жизнедеятельность воспитанников, стиль В.отношений и дух учебно-воспитательных заведений.
5.ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
Этот принцип требует:
1. Гуманного отношения к личности воспитанника.
2. Уважение прав и свобод воспитанника.
3. Предъявление воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований.
4. Уважение позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять поставленные требования.
5. Уважение права человека быть самим собой.
6. Доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания.
7. Ненасильственное формирование требуемых качеств.
8. Отказ от телесных и др.унижающих честь и достоинство личности наказаний.
9. Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
6.ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД
Понимается как опора на личностные качества (это направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные плавны, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения).
Этот принцип требует, чтобы воспитатель:
1. Постоянно изучал и хорошо знал особенности темперамента, характера, взгляды, вкусы, привычки воспитанников.
2. Умело диагностировать и знать реальный уровень сформированности личностных качеств.
3. Постоянно привлекал каждого воспитанника к пассивной для него и все усложняющейся трудовой В.деятельности.
4. Своевременно выявлял и устранял причины, которые м. помешать достижению цели
5. Максимально опирался на собственную активность личности.
6. Считал В. С самовоспитанием личности.
7. Развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько организовывал и направлял деятельность школьников.
6.ЕДИНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Этот принцип ориентирован на взаимодействие усилий школы, семьи, общественности.
Совместная деятельность учителя, общественности, организаций, семьи. Требуется чтобы все лица и организации заинтересованные в В.работе действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования и усиливали воздействия друг друга.
Реализация этого принципа помогает формировать личность воспитанника под влиянием большого широкого окружения. Важно, чтобы требования были едиными и не противоречили друг другу. Огромная роль - семья, следовательно необходимо организовывать правильные взаимоотношения с семьей.
Самое мобильное средство связи школы и семьи - дневник.
Воспитатель д.б.воспитан сам, следовательно д.культивировать в себе те качества, которые хочет привить ученику.
Устранять недоразумения с семьей, опираться на то, что соединяет.
Воспитателям необходимо поддерживать разумные требования друг друга Бережно относится к авторитету коллектива.
Реализация принципа требует создания единой системы В., как в урочное, так и внеурочное время, и консультировать родителей.