Классификационные параметры. По уровню применения:общепедагогическая
По уровню применения:общепедагогическая.
По философской основе:гуманистическая.
По основному фактору развития:социогенная с допущениями биогенного и психогенного факторов.
По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.
По ориентации на личностные структуры:информационная (ЗУН) с элементами операционной (СУД).
По характеру содержания:обучающе-воспитательная, светская, технократическая, общеобразовательная.
По типу управления:система малых групп.
По организационным формам:традиционная классно-урочная, академическая с элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку:сотрудничество, партнерство.
По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная с элементами диалога.
По направлению модернизации:эффективность организации и управления учебным процессом.
По категории обучающихся:массовая, без всякой сегрегации.
Целевые ориентации
• Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.
• Успешное обучение всех.
Концептуальные положения
• Личностный подход педагогики сотрудничества (см. п. 4.1.).
• Успех - главное условие развития детей в обучении.
• Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у ко торого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.
• Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
• Последовательность, системность содержания учебного материала.
• Дифференциация, доступность заданий для каждого.
• К полной самостоятельности — постепенно.
• Через знающего ученика учить незнающего.
Особенности содержания
С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Рис. 11. Технология С.Н.Лысенковой
Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а мнет-; раньше. Для каждой темы это начало разное. Обозначим его на схеме (рис. U, отрезком Б.Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.
Отрезок А - это уже обобщение по теме на основе определенных знаний.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа: 1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний, 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение и 3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий (отрезок В). Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива (четвертый этап); ею оканчивается и начинается каждый учебный год (отрезок Г).
Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения я последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.
Особенности методики
Вторым «китом», на котором основана технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление
Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.).
Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С помощью комментированного управления:
• средний и слабый тянутся за сильным учеником;
• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
И, наконец, третий «кит» системы С.Н.Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов.
Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
«Киты» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов (тысячу педагогических «мелочей»):
• В первом классе - без домашних заданий.
• Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступ ным для самостоятельного выполнения каждым.
• Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.
• Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» - когда он может ответить.
• Воспитание организованности в ребенке.
• Взаимодействие с родителями.
• Связь между годами обучения - преемственность.
• Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.
Литература
1. Богоявленская Д. Психологический анализ педагогического общения в сис теме работы С.Н.Лысенковой // Вопросы психологии. -1987. - № 3.
2. Лысенкова С.Н. Когда учиться легко. - М.: Педагогика, 1985.
3. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 1988
4. Лысенкова С.Н. Жизнь моя - школа, или Право на творчество. - М.: Новая школа, 1995.
5. Лысенкова С.Н. Я читаю. Я считаю. Я пишу. Как учить школьника. - М.: Школа-пресс, 1997.
6. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987.