Мировоззрение и гражданская культура личности: сущность, структура, критерии сформированности. Пути и средства формирования мировоззрения и гражданского воспитания учащихся
Под мировоззрением (М) понимают специфическую форму сознания человека, включающую обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни. М. есть высшее интегративное отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выступает внутренним фактором формирования личности. Поэтому формирование мировоззрения учащихся – важная педагогическая задача.
Структура мировоззрения личности.
Объективные компоненты
Знание– образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т.п.
Основу М. составляют знания о природе , обществе, человеке и др.
Субъективные компоненты
1.взгляды человека 2.убеждения человека 3.идеалы
Функции М.:
- информационно-отражательная – заключается в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.
- ориентационно -регулятивная –состоит в том, что М. оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение М. влечет изменение и его поведения.
- оценочная – связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.
Виды М.:
Научное М. опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений.
Религиозное М. опирается на интуитивно- эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или др. сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д.
Житейское М. Формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических, не всегда систематизированных представлений о мире.
Мифологическое М. Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.
Возрастные особенности формирования мировоззрения
(См в концепции)
Критериями сформированности М. личности явл.:
- знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания законов развития природы и общества и выработки М.;
- устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;
-развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающей в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;
- проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.
Гражданская культура –см в концепции..
Аспекты гражданственности:
•Социально-правовой – достаточный уровень развития демократического сознания, принятия гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством, к укреплению социальной стабильности.
•Морально-эстетический – уровень нравственной культуры общества, нравственный императив, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие.
•Социально-психологический – чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость.
•Социально-педагогический – критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности.
•Педагогический - интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями.
Условия воспитания гражданской культуры и патриотизма:
•Осознание учащимися сущности гражданственности и патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа и других народов, живущих в Беларуси; •Воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь), органам государственной власти; •Формирование у школьников морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитникам Отечества .•Пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства; •Формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости; •Включение учащихся в социально значимую деятельность, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления; •Повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин.
В качестве критериев сформированности гражданской культуры учащихся могут быть выбраны следующие ее проявления: наличие знаний о Конституции и других важных законах Республики Беларусь, уважение этих законов, знание гражданских прав и обязанностей, потребность защищать интересы своей страны, готовность активно участвовать в жизни общества.